Виды речи и их основные характеристики

Содержание
  1. Речь в психологии: это, виды, функции, классификация
  2. Понятие и свойства
  3. Функции
  4. Интеллектуальные
  5. Коммуникативные
  6. Этапы построения и воспроизведения
  7. История изучения и исследователи
  8. Теории
  9. Преформистская
  10. Конструктивистская
  11. Релятивистская
  12. Виды
  13. Устная
  14. Письменная
  15. Методы изучения
  16. Нарушения и способы их устранения
  17. Язык и речь: понятия, функции и виды
  18. Сущность понятий «язык» и «речь»
  19. Функции речи
  20. Коммуникативная функция
  21. Интеллектуальная функция
  22. Виды речи
  23. Устная речь
  24. Письменная речь
  25. Основные виды речи
  26. Внешняя речь
  27. Психологические различия в природе письменной и устной речи
  28. Внутренняя речь
  29. Типы речи: описание и примеры
  30. Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки
  31. Повествование
  32. Описание
  33. Рассуждение
  34. Какие виды речи бывают? Виды речи и их характеристика
  35. Звуковая и жестовая речь
  36. Виды невербального общения
  37. Письменная и устная речь
  38. Красноречие как умение обсуждать духовные вопросы
  39. Красноречие и бытовые темы
  40. Судебное красноречие
  41. Коммуникабельность
  42. Коммуникации и виды общения
  43. «Внутренняя» речь
  44. Эмоциональный окрас речи
  45. Исскуство общаться

Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Виды речи и их основные характеристики

Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям.

Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми.

Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.

Понятие и свойства

Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

  • способность, умение человека говорить;
  • действие, которое человек совершает с помощью звуков;
  • технология выражения мыслей через языковые навыки.

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Свойства речи:

  1. Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
  2. Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
  3. Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.

Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

  1. Формирование мысли высказывания.
  2. Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
  3. Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
  4. Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.

Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию.

Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно.

Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации.

Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения.

Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды

Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .

Устная

Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.

Бывает двух видов:

  1. Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
  2. Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.

Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.

Письменная

Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).

Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

  1. Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
  2. Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
  3. Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
  4. Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
  5. Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

  • врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
  • наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
  • перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
  • постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.

Виды расстройств:

  1. Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
  2. Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
  3. Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
  4. Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
  5. Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

  1. Ежедневно общаться с малышом.
  2. Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
  3. Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/rech.html

Язык и речь: понятия, функции и виды

Виды речи и их основные характеристики

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития.

Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их.

В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

Определение 1

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Определение 2

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков.

Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов.

Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Замечание 1

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Определение 3

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

  • Коммуникативную.
  • Интеллектуальную.

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление.

В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция.

Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому.

Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения.

Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Определение 4

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Определение 5

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Опиши задание

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Определение 6

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

  • Диалогическая.
  • Монологическая.

Определение 7

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания.

Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания.

Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Определение 8

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Письменная речь

Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней.

Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.

Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи.

В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.

При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:

  • Разговорную речь.
  • Беседу.
  • Публичное выступление.
  • Лекцию.
  • Доклад.

Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:

  • Статьи.
  • Монографии.
  • Научные трактаты.
  • Произведения эпистолярного жанра и другие.

В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи.

Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями.

Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение.

Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов.

С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки.

В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/rech/

Основные виды речи

Виды речи и их основные характеристики

Ж.

Пиаже, говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей детей, высказал идею о том, что сначала у ребенка формируется «речь для себя», а затем под давлением взрослых происходит формирование специализированной «речи для других». А отечественный психолог Выготский считает наоборот – развитие речи ребенка происходит от мыслей вслух к мысли для себя. Таким образом, многообразная речь человека имеет различные формы.

В развитии речевой функции различается сенсорная речь или понимание, которое у ребенка проявляется во втором полугодии, и экспрессивная речь, т.е. способность говорить.

С точки зрения сигнального значения развитие экспрессивной речи идет параллельно.

Во втором полугодии жизни лепет ребенка уже отчетливо приближается к звукам речи, дети всех национальностей до этого гулят совершенно одинаково.

Специалисты выделяют виды речи с точки зрения её генеза и других психических процессов. В этом плане можно говорить о целой цепи тесно взаимосвязанных этапов речеобразования:

  1. Внешняя речь, обращенная к субъекту при установлении коммуникации;
  2. Внешняя речь, не имеющая конкретного субъекта, но, предполагающая его. Она в принципе ни к кому не обращена;
  3. Шепотная речь, переходящая в бормотание;
  4. Внутренняя речь – «произношение про себя» полной фразы с сохранением полного словесного содержания и синтаксической формы;
  5. Сжатая внутренняя речь, она короче по длительности и с сохранением смысла. Такую «спрессованную» речь можно представить как процесс мышления.
  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Психологи различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь

Этот вид речи включает устную – диалогическую и монологическую речь, а также письменную речь:

  • Устная речь. Данная речь применяется непосредственно для общения и является звучащей речью. С точки зрения истории это самая первая форма речи, которая возникла значительно раньше письма. Произносимые звуки являются её материальной формой. Они возникают в результате сложной деятельности органов произношения человека. Данная речь обладает богатыми интонационными возможностями. Логическое ударение, четкость произношения, наличие или отсутствие пауз играют в устной речи большую роль. Её восприятие может быть усилено мимикой и жестами говорящего человека, выражающего свое эмоциональное состояние.
  • Как правило, устная речь может проявляться в форме диалога и монолога. Диалог представляет собой непосредственное общение двух или нескольких человек и поддерживается собеседниками. Беседа относится к разновидности диалогического общения и имеет тематическую направленность.Монологическая речь представляет собой связное изложение системы мыслей одним лицом. Монолог не прерываем. Данная речь связная, контекстная и по сравнению с диалогической речью, может существенно изменить смысловую сторону;

  • Письменная речь. Это разновидность монологической речи, только развернутая.
  • Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на того, к кому она обращена.

Психологические различия в природе письменной и устной речи

Различия и общность письменной и устной речи реально проявляются в её развитии.

Как уже было сказано, сначала доминировала устная речь, именно она определяет письменную речь ребенка, который как говорит, так и пишет.

Формы устной речи на первых порах определяют строение его письменной речи. Письменная речь не может отразить выразительные моменты устной речи, поэтому оказывается беднее устной.

Развитие связной речи является основным звеном речи письменной, потому что в речи важно отобразить все существенные связи предметного содержания так, чтобы её смысл образовал контекст, понятный другим людям. Развитие контекстной речи зависит от развития речи письменной.

Построение связного контекста требует особых приемов, средств, специальной работы для овладения этими средствами. Письменная и устная речь при хорошей культуре и в связи с умственным развитием, становится более богатой и многогранной, становится литературной.

Слова, уже имеющиеся в распоряжении ребенка, приобретают обобщенное, отвлеченное значение, в речь включаются новые специальные термины – развивается техническая научная речь.

Речь подростка ярче речи младшего школьника, в ней выступают эмоционально-выразительные и лирические моменты.

Чаще употребляются метафорические выражения, растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного.

Усложняется структура речи, особенно письменной, увеличивается количество сложных конструкций, чужая речь передается в форме косвенной речи. Работа с книгой приводит к навыкам пользования цитатами, в результате речь становится более яркой и цветистой.

Внутренняя речь

Данная речь – это особый вид речевой деятельности, который выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С одной стороны для неё характерны фрагментарность и отрывочность, а с другой, исключаются какие-либо недоразумения при восприятии ситуации. Она близка к диалогической речи и очень ситуативная.

При переводе внешней речи во внутреннюю речь происходит редуцирование – сокращение структуры внешней речи. Переход внутренней речи к внешней – экстериоризация, наоборот, требует развертывания структуры внутренней речи.

Факты, изложенные в речи и способность автора к сообщению, говорят о её информативности. Понятность речи зависит от ряда факторов:

  • Смысловое содержание речи;
  • Языковые особенности речи;
  • Соотношение между её сложностью и уровнем развития знаний и интересов слушателей.

Выразительность речи обязательно предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию и, конечно, умение использовать слова и выражения переносного и образного значения.

Надо сказать, что существует еще один вид речи, которая получила название кинетическая речь, сохранившаяся у человека с давних времен. Это был основной и единственный вид речи, выполнявшей все речевые функции – обозначения, выражения и др.

Постепенно кинетическая речь утратила свои функции и в настоящее время используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи или жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность. Для людей глухонемых от рождения кинетическая речь остается основной формой общения.

В отличие от кинетической речи древнего человека она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов. Классификация видов речи, формы устной речи и функции речи показаны на схеме.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/rech/osnovnye_vidy_rechi/

Типы речи: описание и примеры

Виды речи и их основные характеристики

Чтобы сформировать у детей коммуникативную грамотность, на уроках словесности изучают типы речи. Эти знания в дальнейшем помогут четко определять характер изучаемого текста, определять его грамматические и лексические особенности, а также разовьют навыки детей по написанию сочинений.

pixabay.com: UGC

Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки

Тексты, с которыми ежедневно встречается человек, отличаются характером изложения мыслей, способом рассмотрения объектов и предметов действительности. У них различная коммуникативная цель и задача. Они отличаются композиционно, приемами изложения. Систематизация этих особенностей позволила вычленить функционально-смысловые типы речи.

Расскажем детальнее, какие бывают типы речи, как их различать, какие цели преследует каждый из видов. Начнем с того, что не следует путать типы и стили речи. Это разные понятия.

Функциональные стили речи — это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования — в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.

pixabay.com: UGC

Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения. Различают такие типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение. Эти коммуникативные формы встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).

Рассмотрим детальнее специфику каждого типа речи:

Повествование

Рассказ о действиях, которые совершает объект или которые происходят с предметом в определенной последовательности, называют повествованием. Основной вопрос, на который отвечает этот тип речи, — что, когда и с кем произошло? Он характеризуется:

  • событийностью или сюжетностью;
  • последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий;
  • логичностью и связанностью изложения;
  • ведется от первого или третьего лица;
  • имеет четкую композицию, в которой различают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;
  • преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.

Повествование — это история, точно воспроизведенная рассказчиком. Оно бывает информативным (приводятся интересные факты) или изобразительным (акцент делается на героях рассказа).

pixabay.com: UGC

Описание

Тип речи текста, в котором рассказывается об особенностях предмета, явления или живого существа, называется описание. Его цель — дать характеристику объекту, поэтому описание отвечает на вопрос — каков он (предмет или человек)?

Этот тип речи имеет такие признаки:

  • оценочность;
  • воссоздание посредством слова яркого изображения объекта реальности;
  • перечисление признаков, черт и особенностей;
  • статичность излагаемого;
  • в основном используют существительные и прилагательные, глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые и обстоятельства места.

Объектом описания могут быть: люди, животные, растения, явления природы, местность, интерьер, эмоциональные состояния и т. д.

Среди текстов такого рода встречаются:

  • портреты;
  • описания-характеристики;
  • характеристики состояний;
  • пейзажные или интерьерные зарисовки.

Описание от иных типов речи отличает композиция. Текст такого рода состоит из трех компонентов — частей:

  • Общее впечатление от описываемого объекта, его предназначение.
  • Перечисление его основных признаков и свойств.
  • Оценка, которую дает автор, описываемому объекту.

Задача, которую преследует описание, — дать читателю представление о том или ином предмете действительности.

pixabay.com: UGC

Рассуждение

Словесное изложение, пояснение и подтверждение какой-то мысли, называется рассуждением. Автор стремится объяснить определенное видение проблемы читателю, максимально полно раскрыть свою мысль, доказать ее состоятельность, подтвердить фактами или аргументами. Текст-рассуждение отвечает на вопрос — почему и зачем?

Этот тип речи отличите по таким признакам:

  • изложение построено на причинно-следственных связях: «это так, потому что…»;
  • каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;
  • аргументированность высказываний (приведение доказательств);
  • преобладает абстрактная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.

Рассуждение имеет трехчленную композицию: тезис — доказательства высказанного положения (не менее трех аргументов) — резюме (итог).

В зависимости от цели рассуждение может быть: доказательством, пояснением или размышлением. Часто в текстах сочетаются различные типы речи: повествование включает элементы описания, рассуждение — элементы повествования.

Представленная информация поможет быстро распознать индикаторы того или иного типа речи, а знания о композиции и словесных формах — точно выполнить задание учителя-словесника.

Источник: https://www.nur.kz/1823334-tipy-reci-i-ih-priznaki-primery.html

Какие виды речи бывают? Виды речи и их характеристика

Виды речи и их основные характеристики

От начала существования люди отличаются от животных.

Несмотря на то что собаки, дельфины, обезьяны и другие представители животного мира по-своему общаются между собой, только человек способен из букв строить слова, а из них формировать предложения.

Однако устная речь — не единственный способ общения, который мы используем. Кроме привычного нам разговора, нашу речь можно разделить на разные категории. Какие виды и формы речи бывают?

По сути, что такое речь? Словари объясняют, что это мысли, которые выражены словами, на письме или каким-либо другим образом. Речь — главная составляющая общения.

Общение же подразумевает обмен информацией между двумя людьми. Тем более, что общаться можно не только при помощи слов, но и любыми другими способами.

Кроме того, как мы увидим, размышление — это общение наедине с самим собой. Далее рассмотрим, какие виды речи бывают.

Звуковая и жестовая речь

Устная речь никогда не существовала сама по себе. Мимика и жесты придают словам выразительности и эмоции. Глухонемые люди, не имея возможности общаться обычным способом, с легкостью обмениваются мыслями с помощью языка жестов, который, нередко может быть даже выразительнее привычного нам разговора.

В свою очередь, речь можно разделить на письменную и устную, внешнюю и внутреннюю. Также можно выделить два типа общения: вербальное и невербальное. Узнав, какие виды речи бывают, давайте рассмотрим, что включается в каждый из них. Таким образом, мы сможем увидеть, что под этими выражениями подразумевается практически одно и то же.

Правда, некоторая разница есть, и о ней мы сейчас поговорим.

Большинство людей преимущественно говорят с помощью слов и звуков, однако в повседневном общении свое место занимают жесты. Тот или иной знак, показанный при помощи рук или других частей тела, может означать слово или передавать целую мысль.

Так, кивок головой может означать слова «нет» или «да», а жест указательным пальцем может передавать несколько мыслей: «туда», «посмотри, «вон там» или «вот». Человек, который использует жесты, может не произнести ни одного слова, но при этом он продолжает общаться.

Правда, полностью разделить звуковую и жестовую речь нельзя, так как они идут рука об руку — дополняют и уравновешивают друг друга.

Виды невербального общения

Какие виды речи имеются у человека? Жесты относятся к невербальному общению, тогда как под вербальным понимают обмен мыслями при помощи слов. Приведем несколько примеров невербального общения, способности передавать мысли и чувства, говоря на «языке тела»:

  • жесты и мимика;
  • поза (то, как мы держим себя);
  • интонация;
  • зрительный контакт;
  • тактильное общение.

Несмотря на все преимущества невербального контакта, в отличие от обычного разговора, мимика и жесты чаще могут быть поняты неправильно. Вашей улыбке или взгляду человек может придать совсем другое значение.

Кроме того, в отличие от слов, в которые мы намеренно вкладываем их смысл, невербальное общение воспринимается на уровне подсознания. Человек может сам не осознавать какую информацию он передает. Грусть и радость, злобу и боль иногда можно прочитать на нашем лице или в манере держать себя.

И это нормально, ведь нужно быть лицемером, чтобы в расстроенных чувствах изображать улыбку.

Как сильно сближает людей общение! В этом заключается вся психология речи. Виды и функции речи свидетельствуют о ее уникальности. Современные технические средства позволяют услышать голос человека на расстоянии и даже, пользуясь видеосвязью, увидеть лицо человека и чувства, которые он хочет выразить.

Однако через монитор компьютера невозможно обнять своего ребенка или похлопать друга по плечу. Общаясь таким образом, вы не сможете обнять или поцеловать любимого человека. Как видно, мы очень часто передаем мысли и выражаем взгляды не только при помощи слов.

Все это говорит в пользу важности тактильного общения.

Письменная и устная речь

Рассматривая вопрос о том, какие виды речи бывают, а также изучая технику общения, нельзя не уточнить разницу между письменной и устной речью. Эти два вида взаимодействия между людьми отличаются не только способом передачи мысли, но также стилем и формой изложения.

Письменная речь более конкретна, так как должна описать то, что человек не может видеть (не принимая во внимания иллюстрации). Если мы хотим отправить письмо, или статью для своего сайта, то, как правило, нужно ввести читателей в курс дела, принимая во внимание их уровень восприятия.

Таким образом, статья ориентирована на определенный круг читателей — тех, кого вы представляете, когда пишете.

Кроме того, письменная речь передает информацию более общего характера (если это не письмо), поскольку обычно нацелена на большой круг читателей и, соответственно, может затрагивать множество различных ситуаций.

Устная речь, наоборот, часто абстрактна и неконкретна, ведь двух людей (если только они не говорят по телефону), объединяет одна ситуация, поэтому слова или жесты выражающие такие мысли, как «Туда!» или «Посмотри!», с легкостью воспринимаются слушателями. Устная речь достигает своей цели, если передает информацию, которая касается потребностей слушателей.

Если это не так, и человек строит длинные объемные предложения, то для большинства его способ передачи мыслей будет восприниматься, как длинный и скучный. Поэтому, с точки зрения аудитории, человек, который говорит красиво и складно, является красноречивым. Это подразумевает, что он передает мысли лаконично и метко, затрагивая чувства слушателей и удерживая их внимание.

Продолжая сравнивать устную и письменную речь, можно вспомнить, что талантливые писатели не всегда были красивыми ораторами, а те, кто умел оказывать влияние на массы словом, иногда вообще не могли писать. Какие виды красноречия бывают и используются на практике? Перечислим только некоторые: духовное, общественное, судебное и академическое.

Рассмотрим каждый из них по порядку и сможем увидеть, что все они связаны со знаниями в определенной области.

Красноречие как умение обсуждать духовные вопросы

Умение повлиять на сердца людей издавна было свойственно многим духовным проповедникам. Люди, которые исследовали Библию и находили духовную истину, много раз выступали перед судом или в защиту своих ценностей. Среди них было немало искусных ораторов.

Из-за своих взглядов, которые он умело отстаивал на основании Писания, Л. Н. Толстой был отлучен от церкви. Дж. Б. Пристли подвергся гонениям из-за этого же. Духовенство кипело злобой на каждого, кого признавали «инакомыслящим».

Доводы, которые приводили в проповедях эти люди, разительно отличались от лишенных всякого красноречия песнопений современных священников.

Красноречие и бытовые темы

Наверное, каждый когда-нибудь выступал перед другими. Сегодня, нередко возникает необходимость выступить перед коллегами или начальством.

И хотя такой вид речи полон разных «шаблонностей» и «формальностей», находятся те, кто, пользуясь различными метафорами, гиперболами и сравнениями, могут разнообразить свою речь и, тем самым, иметь должное воздействие на аудиторию.

Рассмотрим, какие виды речи бывают, чтобы лучше использовать весь её скрытый потенциал.

Судебное красноречие

Как известно, самый интересный вид красноречия — тот, который тесно граничит с искусством убеждать. Наверное, каждому из нас знакомы люди, которые умели «убедительно» влиять на других. В суде такое умение необходимо больше, чем где бы то ни было.

Адвокат и прокурор, отстаивая свои взгляды, стараются убедить и повлиять на судью и присяжных. Такие люди могут приводить доводы, логически рассуждать и стараться воздействовать на наше нравственное восприятие ситуации. В результате чего плохое может показаться хорошим и наоборот.

С другой стороны, правильное изложение дела не исказит его перед судом, а поможет принять правильное судебное решение, наказав преступника и оправдав невиновного. Другое дело, что в мире есть люди, способные ради денег, связей или выгоды поступиться своими нравственными принципами.

Обладая умением убеждать, они могут с успехом влиять на других.

Передать научные знания другим можно в том случае, если оратор обладает определенными знаниями. Однако мало только располагать сведениями, нужно быть в некоторой степени психологом и понимать аудиторию.

Конечно же, важно то, как ученый преподносит свой материал, как он приводит доказательства, использует научные термины и апеллирует тем, что уже знают его коллеги. Но в его интересах научиться передавать материал в интересной форме — так, чтобы слушатели видели конкретную пользу для себя.

Никуда от этого не деться, так устроен каждый человек — если мы не видим личную пользу для себя, нас перестает интересовать излагаемый докладчиком предмет. Для удовлетворения личного «эго» и утверждения осознания, что «его слушают», особое красноречие не требуется.

Однако, если ученый заинтересован в том, чтобы научить и передать информацию, он, конечно же, приложит необходимые для этого усилия.

Коммуникабельность

В отличие от ораторского красноречия, которое востребовано при официальных обсуждениях или выступлениях перед аудиторией, коммуникабельность жизненно необходима во время живого повседневного общения.

Коммуникабельным называют человека, который умеет находить общий язык и вести диалог с другими людьми. Он умеет видеть, что волнует людей, затрагивает эти вопросы и достигает желаемой цели.

Такой человек обладает проницательностью и ведет себя тактично и уступчиво.

Коммуникации и виды общения

Не стоит путать коммуникабельность с коммуникациями. Это разные виды речи, и их характеристика различается. Под вторыми подразумевают не способ ведения беседы, а ее вид. Коммуникации бывают нескольких видов: опосредованная, фронтальная и диалог.

Первый вид находит применение в совместных проектах, когда два человека, к примеру, работают над одной схемой. Так, люди иногда могут не знать языка друг друга, но единая цель, к которой они стремятся, применяя свои знания, достигается совместными усилиями.

Фронтальная коммуникация подразумевает присутствие ведущего, или лидера, который передает информацию другим. Здесь работает принцип «от одного ко многим». Этот вид коммуникации используется, когда докладчик произносит речь перед слушателями.

Диалог — это обоюдный обмен информацией между двумя людьми, при котором говорить может то один, то другой. Перекрестный диалог может происходить если проблему обсуждает группа людей.

«Внутренняя» речь

Рассмотренные выше виды речи и их характеристика, были разновидностями внешней речи. Однако, кроме внешней речи, бывает еще и внутренняя. Такое общение также раскрывает человеческую речь как деятельность. Перечисляя основные виды речи, нельзя упустить и эту форму.

К ней относится неозвученное размышление (или внутренний монолог). В таком случае единственным собеседником человека является он сам. От диалогического стиля речи, этот отличает стремление охватить как можно больше определенную тему.

Диалог же, наоборот, в основном наполнен простыми фразами и редко несет глубокий смысл.

Эмоциональный окрас речи

На правильное восприятие речи влияет то, с какой интонацией произнесено то или иное выражение. В жестовых языках роль интонации играет мимика. Полное отсутствие интонации наблюдается в письменной речи.

Поэтому, чтобы придать тексту хоть какой-то эмоциональный окрас, в современных социальных сетях придумали смайлы, способные частично передавать чувства, при условии, что собеседник искренен. В научных текстах смайлы не используются, поэтому от автора ожидается особая продуманность, логичность и красота в написании текста.

В таких случаях, для эмоционального окраса, используют красивые обороты речи, прилагательные и красочные образы. Однако наиболее живой речью является, конечно же, устная речь, благодаря которой можно передать всю палитру чувств и эмоций, испытываемых человеком. Только общаясь на личном уровне, возможно услышать нотки искренности, неподдельный смех, радость или восхищение.

Однако при общении с кем-то человек может быть полон гнева, лжи и сарказма. Это разрушительно влияет на его отношения с окружающими. Однако рассмотренные виды, характеристика, функции речи и другие её особенности, помогут вам избегать подобных крайностей.

Исскуство общаться

Наряду с прогрессом человека в других областях, мы можем воспринимать речь как деятельность или продукт труда как определенного человека, так и целого общества. Понимая, какие огромные возможности раскрывает человеческое общение, некоторые превращают его в искусство.

Это можно понять только лишь перечислив, какие виды красноречия бывают в природе. Таким образом, мы будем видеть, каким драгоценным даром является способность общаться. Однако бывает и так, что человек имеет различные врожденные или приобретенные виды речевых нарушений.

Источник: https://FB.ru/article/161831/kakie-vidyi-rechi-byivayut-vidyi-rechi-i-ih-harakteristika

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: