Виды административно_правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм Классификация норм административного права с примерами материальные

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Виды административно_правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм Классификация норм административного права с примерами материальные

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Классификация административно-правовых норм. Что такое административно-правовые нормы

Виды административно_правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм Классификация норм административного права с примерами материальные

Нормы административного права играют немаловажную роль в системе российского права, так как упорядочивают широкий круг разнообразных общественных отношений. Рассмотрим, какое значение они имеют и их классификацию.

Что такое административно-правовые нормы

Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства.

Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:

  • Регулируют процесс функционирования исполнительной ветви власти, устанавливая её правовой статус и компетенцию, процесс создания и ликвидации.
  • Нормы права определяют правовое положение предприятий, учреждений, организовывают взаимодействие с исполнительными органами. Закрепляют порядок регистрации юридических лиц, предоставления ими бухгалтерской отчётности государственным органам.
  • Определяют субъективные права и юридические обязанности граждан, устанавливают определённые гарантии их соблюдения.
  • Регулируют порядок подбора кадров, прохождения аттестации, разработки положений, должностных инструкций органами внутренних дел, госорганами.
  • Нормы административного права регулируют правоотношения в области защиты прав граждан, внешней среды и природопользования, предпринимательской деятельности, воинской службы.
  • Определяет, какие деяния подпадают под правонарушение, назначает меры правовой ответственности, регламентирует порядок рассмотрения по таким делам.

Не будь административных норм, не соблюдались бы точные требования законности действий участников правоотношений: государственных служащих, трудовых коллективов, граждан и юридических лиц

Какие классификации административно-правовых норм существуют

Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям:

По содержанию:

  • Материальные правовые нормы-это нормы, непосредственно устанавливающие объём права и содержание обязанностей, а также ответственность конкретных участников правоотношений. Например, в законе об общественных объединениях, говорится, что участниками могут быть граждане и юридические лица, выразившие поддержку идеям, этого объединения, участвующие без какого-либо оформления.
  • Процессуальные правовые нормы — определяют порядок, методы реализации норм материального права. Например, согласно КоАП потерпевший имеет право, знакомится с материалами дела, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью представителя.

По методу воздействия на поведение субъектов:

  • Обязывающие — повелевают совершать только те действия, которые прямо указаны в законе. Например, работники полиции обязаны использовать в своей деятельности современные информационные системы.
  • Запрещающие — предусматривают запрет на осуществление тех или иных действий. Так, водителю запрещается управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии.
  • Дозволительные — предусматривает несколько вариантов поведения, но окончательный выбор делает лицо на своё усмотрение. Так, в жилой зоне пешеходам разрешается передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что каждый может свободно выбирать язык для общения, обучения и воспитания.
  • Стимулирующие — обеспечивают должное поведение участников правоотношений, посредством предоставления материальных, оздоровительных, моральных благ. Например, сотруднику полиции имеющему звание «Почётный сотрудник органов внутренних дел РФ» выплачивается ежемесячная надбавка, предоставляется право на бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортное лечение.
  • Рекомендательные — предоставляют возможность самостоятельно принять решение по выполнению предписания. Например, велосипедистам и владельцам мопедов при движении в тёмное время суток, и при ограниченной видимости, рекомендуется иметь с собой светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость иным средствам передвижения.

По действию во времени

  • Срочные — вводимые в действие на определённый срок, период. Например, вводится Постановлением администрации г.Ижевска N 462 временное ограничение с 10 апреля по 10 мая 2020 года на движение транспортного средства предельная масса, которого составляет 6 тонн. В связи с тем, что снижается несущая способность дорог.
  • Бессрочные — действуют от того времени пока в них не внесут официально изменения либо отменят, специализированные органы соответствующим распоряжением. Например, положения Конституции РФ.

По форме предписания

  • Императивные — это нормы, выражающиеся в строго категорических предписаниях, действующие независимо от желания субъектов. Например, сотруднику полиции запрещено подстрекать, склонять, побуждать к совершению противоправных действий.
  • Диспозитивные — это правила поведения, указанные в законе, с допускаемой возможностью формирования другой формы поведения. Так, в административном процессуальном кодексе сказано, что стороны по своему усмотрению, могут заключить мировое соглашение.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/klassifikacija-administrativno-pravovyh-norm/

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Виды административно_правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм Классификация норм административного права с примерами материальные

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-osobennosti-i-vidy-administrativno-pravov/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: