Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

Содержание
  1. Троицкая родительская суббота 2020 — что можно и чего нельзя делать
  2. Что такое Троицкая суббота
  3. Когда отмечается
  4. Как отмечать
  5. Чего нельзя и что можно делать
  6. Поминовение усопших
  7. Какие молитвы читать
  8. Традиции и обряды
  9. Троицкая суббота: обычаи, традиции и приметы
  10. Троицкая Родительская Суббота
  11. Поверья на Троицкую субботу
  12. Троицкая родительская суббота
  13. Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году
  14. Какого числа Троицкая родительская суббота?
  15. Смысл Троицкой Родительской субботы
  16. Почему Троицкая Родительская суббота так называется?
  17. Что делать в Троицкую Родительскую субботу?
  18. Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу
  19. Служба в Троицкую субботу
  20. Пример канонической молитвы для чтения на Троицкую субботу
  21. Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции
  22. Преп. Антоний Оптинский
  23. Вселенская Троицкая родительская суббота — кого и как поминать
  24. Когда перед Троицей родительская суббота
  25. Как поминать усопших в Родительскую субботу
  26. Родительский день перед Троицей: комментарии священников
  27. Можно ли ходить на кладбище в Святую Троицу?
  28. Троицкая Родительская суббота
  29. Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году
  30. Какого числа Троицкая родительская суббота?
  31. Смысл Троицкой Родительской субботы
  32. Почему Троицкая Родительская суббота так называется?
  33. Что делать в Троицкую Родительскую субботу?
  34. Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу
  35. Поминальная трапеза – почтить память усопших
  36. Служба в Троицкую субботу
  37. Пример канонической молитвы для чтения на Троицкую субботу
  38. Троицкая Родительская Суббота
  39. За­упо­кой­ные Апо­столь­ские чте­ния
  40. За­упо­кой­ные Еван­гель­ские чте­ния
  41. О всех и за вся…

Троицкая родительская суббота 2020 — что можно и чего нельзя делать

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Троицкая родительская суббота в 2020 году отмечается 6 июня. Что можно и чего нельзя делать в поминальную субботу, как и кого поминают, что это за день, а также его традиции и обычаи — в материале РИА Новости.

Что такое Троицкая суббота

Этот день поминовения усопших уникален для церковного календаря. Накануне праздника Троицы православные молятся о всех когда-либо живших людях. Поэтому устав называет эту родительскую субботу «вселенской».

Троицкая поминальная суббота — единственная в году, которая привязана к большому празднику. В этом кроется глубокий богословский смысл.

Церкви восточнохристианской традиции отмечают Троицу вместе с Пятидесятницей — на пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи). А в западнохристианской традиции эти праздники разнесены на неделю.

Но по сути их объединяет важнейшее евангельское событие в истории Церкви — сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух — одна из ипостасей Триединого Бога. И это событие, с точки зрения вероучения, окончательно завершило процесс спасения всего человечества.

А начался он с воплощения на земле Сына Божия, Который затем был распят на кресте во искупление грехов человеческих и воскрес.

И христиане молятся о снисхождении благодати Святого Духа. Ведь благодаря ей «всяка душа живится» , то есть живет. Поэтому верующие молятся об умерших, чтобы и они приобщились к источнику блаженства и спасения. Ведь, согласно канонам, «у Бога все живы».

Когда отмечается

Троица, к которой привязана Троицкая родительская суббота, в календаре Русской православной церкви всегда приходится на 50-й день после Пасхи.

А праздник Светлого Христова Воскресения каждый год отмечается в разные даты – вот и Троица, и предшествующая ей родительская суббота выпадают на разные числа.

Какого числа будет отмечаться Троицын день в том или ином году, можно легко узнать, как только вычислена дата Пасхи в этом году.

В 2020 году Пасха была 19 апреля. Значит, день Пятидесятницы — 7 июня. А накануне, 6 июня, православные возносят молитвы об усопших – родительская суббота.

Как отмечать

На Троицкую субботу верующие пишут записки с именами усопших, которые священник затем поминает в алтаре на литургии и на панихиде уже после службы. Кроме того, в церквях принято ставить свечи на специальный квадратный подсвечник — канун. Именно перед ним совершается поминовение умерших.

Обычно рядом с кануном расположен столик, куда можно положить еду. Ее благословляет священник, а затем она раздается нуждающимся.

Кроме того, в родительскую субботу принято раздавать милостыню. Но не просто так, а с просьбой помолиться за родственников.

Чего нельзя и что можно делать

Главное на Троицкую субботу — молитва об умерших. Она возносится как в храме на литургии, так и на кладбище.

Нередко верующие приглашают священника на могилы родственников, чтобы тот отслужил панихиду.

Однако в этом году из-за пандемии коронавируса кладбища в большинстве российских регионов закрыты. Поэтому в Русской православной церкви советуют пойти в храм.

При этом священнослужители обращают внимание, что в этот день, как и в любой другой, нельзя заниматься обрядами, не имеющими ничего общего с христианской верой — гаданиями, «вызыванием» умерших и так далее.

Зачастую у невоцерковленных людей возникает вопрос: можно ли поминать самоубиенных в этот день — согласно одному из поверий. На самом деле все не так просто.

«Это представление в народе пошло оттого, что в словах святителя Василия Великого об этом дне говорится, что мы должны в этот день молиться наиболее прилежно о тех, кто больше всего нуждается в молитвах — то есть о более грешных людях.

Но в Церкви существует достаточно устойчивое представление, подтвержденное, в частности, последними документами, что наложивших на себя руки родственников можно поминать лишь только в том случае, если при жизни у них было психическое заболевание и лишили они себя жизни будучи в неадекватном состоянии.

И это должно быть подтверждено судмедэкспертами», — обращает внимание известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Поминовение усопших

«На самом деле, Церковь поминает усопших не только в родительскую, но и вообще в каждую субботу. Собственно, этот день недели посвящен поминовению усопших», — говорит церковный миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

Более того, по его словам, об усопших молятся за каждой литургией — то есть ежедневно. А родительские субботы служат для того, чтобы «обратить внимание верующих» на важность молитвы за умерших.

«Это очень значимая часть нашей памяти об усопших», — подчеркивает иеромонах.

Всего родительских суббот в году восемь. Помимо Троицкой, это еще и Мясопустная, или Вселенская (за неделю до Великого поста), Дмитровская (последняя перед 8 ноября, днем памяти великомученика Димитрия Солунского), Радоница (девятый день после Пасхи), поминовение убиенных воинов на 9 мая, а также субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста.

Какие молитвы читать

Молитвы об усопших включены в молитвослов. Вот самая простая из них: «Упокой, Господи, душу усопшего раба/рабы Твоего/Твоея (называется имя)». Если же поминаются несколько человек, то «души рабов Твоих».

«Также можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечную память», — говорит отец Максим Первозванский.

Но самое главное, отмечает священнослужитель, — участие в общей молитве, которая совершается в храме.

Традиции и обряды

Поздравление с Троицкой родительской субботой у верующих не слишком распространено, хотя то, что это особый памятный день говорят все воцерковленные православные. И отмечается он издавна.

Русская история знает немало народных обычаев, связанных с этим днем. Так, Троицкую субботу еще 200 лет назад называли Зеленой. Дело в том, что на нее было принято украшать могилы зеленью.

Этот обычай связан с древним поверьем, будто бы на Троицу души умерших временно возвращались к своим телам. А украшенное место упокоения в народном представлении должно понравиться умершим родичам.

В наши дни этот обычай практически нигде не встречается. Тем не менее, духовенство не видит в нем ничего плохого.

«На Троицу храмы украшаются зеленью, так как этот праздник посвящен жизни. И украшение могил усопших вполне в укладывается в церковные каноны», — заключает отец Максим.

Источник: https://ria.ru/20200604/1572422210.html

Троицкая суббота: обычаи, традиции и приметы

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

За день до Троицы верующие люди отмечают Вселенскую родительскую субботу. Она является самым значимым днем для поминовения усопших.

Троицкая суббота связана с поминовением душ усопших. Испокон веков она считалась самым важным днем для почитания не только своих предков, но и всех умерших когда-либо христиан.

Сейчас этот праздник можно рассматривать с позиции православия и язычества, поскольку древние дохристианские обряды были частично перенесены и совмещены с новыми, церковными традициями.

У самого праздника Троицы есть очень важное значение и особый сакральный смысл. Он отмечается и в других христианских странах.

Троицкая Родительская Суббота

День поминовения усопших перед Троицей называется Вселенской родительской субботой. Вселенской она названа, потому что поминают всех умерших христиан, начиная с Адама и Евы.

Это очень важно понимать, поскольку помин воздают даже самоубийцам, которых церковь не отпевает.

Таких Вселенских родительских суббот всего две в году: мясопустная, в субботу перед Масленицей, и Троицкая, в субботу перед Троицей.

Такое почитание умерших родственников не даром связано с праздником Троицы. Сам день сошествия Святого Духа на апостолов знаменует собою полное спасение людей и считается началом апостольской церкви.

Это значит, что сегодняшняя церковь имеет преемственность от апостолов, в православной церкви также подразумевается преемственность чина священнослужителя. Фактически таким образом передается благодать Святого Духа.

Совершенно естественно, что человек, любящий свою семью и заботящийся об ушедших поколениях, поминает их в такой важный день. Ведь он делает это с верой в то, что Святой Дух снизойдет и на души его усопших родственников, открывая перед ними врата Рая.

Поверья на Троицкую субботу

Во многих местах Белоруссии, Украины и России считалось, что в этот день русалки выходят из воды и все лето пребывают на суше. Вот почему стоило быть как можно осторожнее: иначе можно было попасться на их проделки.

Для защиты от русалок собирали крапиву или полынь — ведь она обладает поистине уникальными магическими свойствами. С этого времени девушки не ходили в поле по одной, чтобы русалки не поймали и не защекотали до смерти.

Наши предки верили, что утопленницы в этот день делают качели из ветвей берез и раскачиваются на них. Молодежь даже украшала их цветными лентами, чтобы задобрить водную нежить.

Нередко устраивали следующий своеобразный обряд: парни и девушки брали в руки ветки берез и с перекличками, смехом и веселым задором бегали по полю, гоняя русалок. С одной стороны, таким образом они будто бы прогоняли водных дев, избавляя себя и свои семьи от беды. А с другой стороны, считалось, что там, где нога русалки коснется земли, будет плодородная почва.

В этот вечер зажигали огромные костры вдоль рек, чтобы водяной не буянил и не выводил водоем за берега. Верили, что он в полночь поднимает воду так высоко, что она оказывается выше гор. Слыша же песни и наблюдая, как народ гуляет, он затихал, и все вставало на свои места.

Обязательно в этот день ходили на могилы к своим родственникам и украшали их зеленью. Там же проводились специальные обрядовые трапезы. Верили, что души покойников как бы «выпущены» на время, и с ними общались. Конечно же, некоторые из этих обычаев православная церковь осуждала, считая их буквально сатанинскими. Однако люди все равно следовали заведенной издревле традиции почитания предков.

На Украине было распространено следующее гадание: в Троицкую субботу срубали осинку и приносили в дом, оставляя ее там на целую ночь. Утром просыпались и смотрели, в каком она состоянии.

Если листья зеленые, хотя и высохшие, то все домочадцы могли быть уверены в том, что проживут с этого дня минимум еще один год.

Если же есть почерневшие листья, то в этом году в семье, скорее всего, будет потеря.

С праздником Троицы связаны не менее любимые народом традиции и обычаи. Чтите старину, чтобы не забывать свои корни,

В православной религии поминовению усопших выделены особые дни, названные родительскими субботами. Верующие соблюдают предписания церкви, …

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего …

День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким …

Христианская вера богата различными молитвами на любые случаи жизни. Любая из них необходима верующим людям …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/troitskaya-subbota-obyichai-traditsii-i-primetyi/

Троицкая родительская суббота

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

Троицкая Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в конце мая и начале июня. Название происходит от церковного праздника – День Святой Троицы, который отмечают в воскресенье после родительской субботы, когда принято возносить молитвы за всех покойных православных христиан.

Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году

Название «родительская» происходит оттого, что молящиеся сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих. Троицкая суббота – это один из двух «больших» поминальных дней, известных как Вселенские родительские субботы. В отличие от частных родительских суббот Вселенские проводятся во всех православных церквях.

Какого числа Троицкая родительская суббота?

Проводится ежегодно, обычно в июне, реже в мае, в субботу перед Днем Святой Троицы. Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. Дата проведения Троицкой Родительской субботы меняется каждый год:

  • Троицкая родительская суббота в 2019 году будет 15 июня
  • в 2020 году день Троицкой субботы падает на 6 июня.

Смысл Троицкой Родительской субботы

Согласно традициям русского православия, в этот день молятся за покойных. Родственникам следует заранее подать записки об упокоении (панихида), а в сам день прийти в храм, поставить свечи и вознести молитвы. Принято посещать кладбища и проводить поминки. Слово «родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Почему Троицкая Родительская суббота так называется?

Суббота названа так в честь Дня Святой Троицы, который проводится следующим днем. День Святой Троицы – это большое церковное празднество, посвященное евангельскому преданию о Сошествии Святого Духа. Считается, что Сошествие Святого Духа ознаменовало создание апостольской церкви. Этот день также важен тем, что он ознаменовал домостроительство спасения человеческой души.

Считается, что обычай поминовения усопших к словам святого апостола Петра, который, обращаясь к иудеям, произнес: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Василий Кесарийский, один из отцов церкви, писал, что в день сей Господь примет молитвы даже за грешников, что находятся в аду. По этой причине за день до Святой Троицы православные молятся за упокой всех умерших христиан.

Что делать в Троицкую Родительскую субботу?

В день родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует молиться об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и ухаживать за могилами. Это специальный день, чтобы почистить надгробие, обновить крест, подстричь траву на участке и вокруг могилы, возложить на неё цветы.

Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Долгие века во многих деревнях было принято устраивать большой и шумный пир на десятки людей. Такие мероприятия устраивались в духе языческих тризн, но имели мало отношения к христианской этике и обычаям.

Поминальная трапеза – почтить память усопших

Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, а ради почитания памяти усопших – чтобы поговорить о них и помянуть добрым словом. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Троицкую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем обычай, оставшийся в практике народной жизни со времен язычества.

Поэтому с позиций православного канона этот обычай предосудителен. Вместо этого лучше принести в храм постные продукты, которые священники передадут нуждающимся.

Считается благим делом принести в церковь кагор (вино), которое будет использовано в ходе литургии.

Служба в Троицкую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

За день до родительской субботы подают записку в храм или церковь с именами покойных, которых помянут на парастасе или в литургии. В день поминовения посещают храм и молятся за всех упокоившихся. Больные и немощные верующие читают молитву по молитвослову дома.

Пример канонической молитвы для чтения на Троицкую субботу

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb8ac5c239c8a00afa0aa5a/troickaia-roditelskaia-subbota-5d015ae5a24abc00b53f7cd5

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

«Молись Господу об упокоении праотцев,отец и братий своих ежедневно утром и вечером,да живет в тебе память смертная,и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти,да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем».

Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский

За пределы жизни человеческой сегодня простирается наша молитва. Туда, в далекое и близкое царство мертвых, с молитвой, как с горящей свечой, мы стремимся принести скромный дар благодарной памяти и любви, прося у Бога милости ко всем усопшим, да во святых души их водворятся!

Поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.

Между Церквами земной и Небесной существует прямая связь; мы молимся святым, просим у них и они нас слышат.

В день основания Церкви – день Святой Троицы – Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших, поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер, и по внушению Духа Божия устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.

Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» — в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших.

Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc.

«Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы.

В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.

Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье — кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви.

Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том, и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить:

Преп. Антоний Оптинский

Источник

Делитесь со своими друзьями в !

Источник: https://lady-journal.info/troickaya-roditelskaya-subbota-istoriya-smysl-tradicii/

Вселенская Троицкая родительская суббота — кого и как поминать

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

Перед Троицей всегда отмечается родительская суббота (6 июня 2020 года, 19 июня 2021 года). В этот день принято поминать всех покойных христиан, вне зависимости от конкретной конфессии. Поэтому полностью эта поминальная суббота перед Святой Пятидесятницей называется – Вселенская Троицкая родительская суббота.

В храме проходит особое богослужение – Вселенская панихида, на которой следует обязательно побывать. Это помогает справиться с грустными мыслями и помогает настроиться на светлые волны.

Когда перед Троицей родительская суббота

Этот день наступает ровно за сутки до праздника Троицы, а Великая Троица, в свою очередь – через 50 дней после Пасхи. По календарю в ближайшие годы это будет так:

годПасхаТроицкая родительская субботаТроица
20188 апреля26 мая27 мая
201928 апреля15 июня16 июня
202019 апреля6 июня7 июня
20212 мая19 июня20 июня
202224 апреля11 июня12 июня

Как поминать усопших в Родительскую субботу

Церковь называет ушедших людей не умершими, а усопшими. Ведь душа человека бессмертна, а значит, она просто ушла, а тело человеческое – усопло.

Вот почему мы можем и должны поминать своего близкого – родственник ли он, друг ли, просто хороший человек. Поэтому полезно знать, кого и как поминают в родительскую субботу перед Троицей:

  1. Как уже и говорилось, поминать можно любого умершего христианина. Обычно церковь предлагает такой критерий: всякий крещеный человек – уже христианин. Есть и одна важная оговорка, связанная с тем, кого поминают в субботу перед Троицей. Имена самоубийц вспоминать не принято. Вопрос этот весьма деликатный, и в некоторых случаях даже делаются исключения. Поэтому лучше спросить дополнительного совета у священника.
  2. Верующему человеку непременно стоит попасть в храм. Благо, суббота – выходной день, поэтому все возможности для этого есть. Вселенская панихида начинается утром, примерно в 08:30. Предварительно лучше уточнить расписание, зайдя в храм накануне.
  3. Кстати, накануне вечером, лучше подать и записку с именами упокоенных. На ней просто пишут полное имя человека на старославянском языке, например «Татиана», «Борис», «Феодор» и т.п.
  4. После службы не стоит предаваться пьянству, да и вообще потреблять пусть и немного крепких напитков. Подобные традиции восходят отчасти к языческим, отчасти – к советским временам. Если вдуматься, то что даст усопшему наше застолье?
  5. Тогда как же вести себя в поминальную субботу перед Троицей? Следует провести этот день скромно, помолиться в храме, например так:

Молитва об усопшем на Троицкую родительскую субботу

А можно и просто сказать такие слова молитвы:

Помяни, Господи, имя, раба твоего, и упокой душу его, и прости ему прегрешения его, вольные и невольные. Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, аминь.

  1. Еще один важный момент, связанный с поминанием в родительский день на Троицу, как и в любой другой – это раздача милостыни. Делать это нужно от чистого сердца, без какой-либо мысли о жадности и тем более корысти. Причем милостыня может выражаться не только в деньгах, но и в любом посильном поступке, оказанию помощи нуждающемуся человеку.

Родительский день перед Троицей: комментарии священников

Представители православной церкви единодушны в том, как и кого поминать в субботу перед Троицей (равно как и в любой другой поминальный день — на Радоницу или родительскую субботу). Прежде всего, человеку нужно обязательно прийти утром в церковь.

При этом накануне в пятницу можно устроить небольшой поминальный обед — без спиртного и обильных угощений. После утренней панихиды в церкви отправляются на кладбище и наводят порядок на могиле.

Поминание происходит как в церкви, так и на кладбище. Для этого на могилу приносят церковную свечу (обязательно освященную), зажигают ее и читают поминальную молитву.

Можно использовать любой текст, в том числе «Отче наш». А можно и вовсе произнести те слова, которые приходят на сердце. Если человеку неудобно, он вправе помолиться и про себя – главное все делать искренне, от души.

При этом священники особенно подчеркивают, что поминать на могилах пищей или тем более спиртным – языческая традиция. И для православного человека такое поведение непозволительно.

Можно ли ходить на кладбище в Святую Троицу?

Этот тот редкий случай, когда ответ однозначный: нет, в сам светлый день Святой Пятидесятницы не принято посещать кладбище, прибираться на могилах и поминать усопших.

А ведь, как известно, на самом деле очень часто люди именно этим и занимаются. Причем народная традиция эта идет с давних времен. Почему так? Объясняется все очень просто, правда, для этого нужно вспомнить нашу историю.

Исторически так совпало, что День Святой Троицы отмечается примерно в то же время, когда славяне приветствовали наступление Русальной недели. По народным приметам и считается, что в это время души усопших окончательно покидают земные пределы и отправляются в свое новое пристанище. А русалки и водяные, наоборот, выходят из своего морского царства, чтобы заманить случайных путников на дно.

Вот почему и накануне Троицы, и в сам этот день люди по старому обычаю все еще продолжают ходить на кладбище. К тому же выпадает выходной, да еще и на улице достаточно тепло, ведь наступает лето.

Однако важно понимать, что для поминания есть специальная Троицкая родительская суббота. Более того – дух этого праздника не вполне соответствует тем чувствам, которые охватывают на могиле близкого человека.

Конечно, жизненные ситуации не всегда можно свести к общему знаменателю. Как, например, поминать человека, если годовщина или 40 дней выпали как раз на Троицу? Лучше, конечно, уделить внимание этому событию, однако и про праздник забывать не стоит.

Если же и есть какие-то сомнения, можно просто посоветоваться со священником или духовно близким человеком. Доброе слово помогает сориентироваться в ситуации, да и вообще теплое общение, несомненно, сближает людей.

Источник: https://zavedeno.com/roditelskaya-subbota/troitskaya.html

Троицкая Родительская суббота

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

Троицкая Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в конце мая и начале июня. Название происходит от церковного праздника – День Святой Троицы, который отмечают в воскресенье после родительской субботы, когда принято возносить молитвы за всех покойных православных христиан.

Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году

Название «родительская» происходит оттого, что молящиеся сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих. Троицкая суббота – это один из двух «больших» поминальных дней, известных как Вселенские родительские субботы. В отличие от частных родительских суббот Вселенские проводятся во всех православных церквях.

Какого числа Троицкая родительская суббота?

Проводится ежегодно, обычно в июне, реже в мае, в субботу перед Днем Святой Троицы. Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. Дата проведения Троицкой Родительской субботы меняется каждый год:

  • Троицкая родительская суббота в 2019 году будет отмечаться 15 июня;
  • в 2018 г. день отмечали 26 мая;
  • в 2020 году день Троицкой субботы падает на 6 июня.

Смысл Троицкой Родительской субботы

Согласно традициям русского православия, в этот день молятся за покойных. Родственникам следует заранее подать записки об упокоении (панихида), а в сам день прийти в храм, поставить свечи и вознести молитвы. Принято посещать кладбища и проводить поминки. Слово «родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Почему Троицкая Родительская суббота так называется?

Суббота названа так в честь Дня Святой Троицы, который проводится следующим днем. День Святой Троицы – это большое церковное празднество, посвященное евангельскому преданию о Сошествии Святого Духа. Считается, что Сошествие Святого Духа ознаменовало создание апостольской церкви. Этот день также важен тем, что он ознаменовал домостроительство спасения человеческой души.

Считается, что обычай поминовения усопших к словам святого апостола Петра, который, обращаясь к иудеям, произнес: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Василий Кесарийский, один из отцов церкви, писал, что в день сей Господь примет молитвы даже за грешников, что находятся в аду. По этой причине за день до Святой Троицы православные молятся за упокой всех умерших христиан.

Что делать в Троицкую Родительскую субботу?

В день родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует молиться об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и ухаживать за могилами. Это специальный день, чтобы почистить надгробие, обновить крест, подстричь траву на участке и вокруг могилы, возложить на неё цветы.

Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Долгие века во многих деревнях было принято устраивать большой и шумный пир на десятки людей. Такие мероприятия устраивались в духе языческих тризн, но имели мало отношения к христианской этике и обычаям.

Поминальная трапеза – почтить память усопших

Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, а ради почитания памяти усопших – чтобы поговорить о них и помянуть добрым словом. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Троицкую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем обычай, оставшийся в практике народной жизни со времен язычества.

Поэтому с позиций православного канона этот обычай предосудителен. Вместо этого лучше принести в храм постные продукты, которые священники передадут нуждающимся.

Считается благим делом принести в церковь кагор (вино), которое будет использовано в ходе литургии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Служба в Троицкую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

За день до родительской субботы подают записку в храм или церковь с именами покойных, которых помянут на парастасе или в литургии. В день поминовения посещают храм и молятся за всех упокоившихся. Больные и немощные верующие читают молитву по молитвослову дома.

Пример канонической молитвы для чтения на Троицкую субботу

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Возможно, вам будет интересно:

19 ноября 2018

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/troickaya-roditelskaya-subbota/

Троицкая Родительская Суббота

Троицкая Родительская Суббота: история, смысл, традиции. Троицкая родительская суббота

Сти­хи на «Ал­ли­луйя». 1. Бла­жен тот, ко­го Ты из­брал и при­бли­зил, чтобы он жил во дво­рах Тво­их. 2. Па­мять о нём в род и род. 3. Ду­ши их [усоп­ших] во бла­гих [оби­те­лях] во­дво­рят­ся.

Тро­парь.

О, Един­ствен­ный Со­зда­тель, с глу­бо­чай­шей муд­ро­стью всё че­ло­ве­ко­лю­би­во устра­и­ва­ю­щий! Упо­кой, Гос­по­ди, ду­шу ра­ба Тво­е­го (ра­бы, ра­бов), воз­ло­жив­ше­го на­деж­ду на Те­бя, Твор­ца и Про­мыс­ли­те­ля и Бо­га на­ше­го. Сла­ва и ныне: В Те­бе мы име­ем по­кров и при­ста­ни­ще и мо­лит­вен­ни­цу бла­го­угод­ную Бо­гу, Ко­то­ро­го Ты, Бо­го­ро­ди­ца Дев­ствен­ная, ро­ди­ла для спа­се­ния ве­ру­ю­щих.

Кондак, гл. 8. Со свя­ты­ми упо­кой, Хри­сте, ду­шу ра­ба Тво­е­го там, где нет ни бо­лез­ней, ни пе­ча­лей, ни ду­шев­ных стра­да­ний, но жизнь бес­ко­неч­ная.

Икос, гл. 8.

(Толь­ко) Ты Сам – Един­ствен­ный Бес­смерт­ный, Тво­рец и Со­зда­тель че­ло­ве­ка; мы же, смерт­ные, из зем­ли  со­зда­ны и в ту же зем­лю воз­вра­тим­ся; как Ты, Со­здав­ший ме­ня, по­ве­лел, ска­зав мне: «Ты – зем­ля и в зем­лю воз­вра­тишь­ся». Ту­да и мы, смерт­ные, пой­дём, с над­гроб­ны­ми ры­да­ни­я­ми, воз­гла­шая песнь: «Ал­ли­луйя, ал­ли­луйя, ал­ли­луйя!»

За­упо­кой­ные Апо­столь­ские чте­ния

(1Кор.15:47-57)

[Как вос­крес­нут мёрт­вые?]

Пер­вый че­ло­век – из зем­ли, из пра­ха (пер­сти, букв. гли­ны); вто­рой Че­ло­век – [Гос­подь] с неба. Ка­ков тот, кто из пра­ха, та­ко­вы и те, кто из пра­ха; и ка­ков Небес­ный, та­ко­вы и небес­ные. И как мы но­си­ли об­раз перст­но­го, бу­дем но­сить и об­раз Небес­но­го.

Но то ска­жу вам, бра­тья, что плоть и кровь не мо­гут на­сле­до­вать Цар­ствия Бо­жия, и тле­ние не на­сле­ду­ет нетле­ния.

Го­во­рю вам тай­ну: не все мы умрём, но бу­дем все из­ме­не­ны, вдруг, во мгно­ве­ние ока, при по­след­ней тру­бе. Ведь про­тру­бит она – и мёрт­вые бу­дут воз­двиг­ну­ты нетлен­ны­ми, а мы бу­дем из­ме­не­ны. Ведь на­до, чтобы это тлен­ное [есте­ство] об­лек­лось в нетле­ние, и это смерт­ное [есте­ство] об­лек­лось в бес­смер­тие.

Ко­гда же это тлен­ное [есте­ство] об­ле­чет­ся в нетле­ние и это смерт­ное [есте­ство] об­ле­чёт­ся в бес­смер­тие, то­гда сбу­дет­ся на­пи­сан­ное сло­во: по­гло­ще­на смерть по­бе­дою (Ис.25:8).

Смерть! Где твое жа­ло? Ад! где твоя по­бе­да? (Ос.13:14)

Жа­ло же смер­ти – грех; а си­ла гре­ха – За­кон (Рим.4:15).

Бла­го­да­ре­ние же Бо­гу, да­ру­ю­ще­му нам по­бе­ду через Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста!

(1Фес.4:13-17)

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним[1], что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв.

в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв.

бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ные Еван­гель­ские чте­ния

(Ин.6:35-39)

[Иисус Хри­стос – Хлеб Жиз­ни]

Иисус же ска­зал им: «Я – хлеб жиз­ни; при­хо­дя­щий ко Мне не бу­дет ал­кать, и ве­ру­ю­щий в Ме­ня не бу­дет жаж­дать ни­ко­гда.

Но Я ска­зал вам, что [хо­тя] вы и уви­де­ли Ме­ня – не ве­ру­е­те.

Всё, что да­ет Мне Отец, – ко Мне при­дёт; и при­хо­дя­ще­го ко Мне не из­го­ню вон; по­то­му что Я со­шёл с неба не для то­го, чтобы тво­рить Мою во­лю, но во­лю по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца].

А во­ля по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца] – в том, чтобы из все­го, дан­но­го Им мне, Я не по­те­рял ни­че­го, но вос­ста­но­вил (вос­кре­сил) бы всё то в по­след­ний день».

(Ин.5:24-30)

[Об уча­сти усоп­ших] [Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос[2]).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

О всех и за вся…

На­сту­пи­ла вто­рая (по­сле Мя­со­пуст­ной) Все­лен­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та[3].

В суб­бо­ту Мя­со­пуст­ную, пе­ред неде­лей о Страш­ном Су­де, мы за­ра­нее обод­ря­лись воз­гла­сом «Хри­стос вос­кре­се!» Те­перь же, по­сле мно­го­крат­ных пас­халь­ных вос­кли­ца­ний, ко­гда мы за­бы­ва­ли о сво­ей зем­ной судь­бе, Цер­ковь об­ра­ща­ет­ся к нам со сло­ва­ми: «ко­неч­ный день вспом­ним, вер­ные»! Нас при­зы­ва­ют не быть бес­печ­ны­ми, но пом­нить, что «стра­шен ко­нец смерт­ный и гро­зен суд Вла­ды­ки!»

Но по­че­му имен­но суб­бо­та из­бра­на на­ро­чи­тым по­ми­наль­ным днем? Да по­то­му, что каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан.

К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днём по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат.

Но в этот же день уснув­ший на­ка­нуне пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни.

Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со От­цем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния.

Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей. Но не толь­ко за них.

Во Все­лен­ские суб­бо­ты Цер­ковь при­зы­ва­ет нас на вре­мя от­влечь­ся от есте­ствен­ной, но несколь­ко эго­и­стич­ной кров­ной люб­ви и мо­лить­ся «об упо­ко­е­нии всех ра­бов Бо­жи­их пре­ста­вив­ших­ся, всех пре­жде­по­чив­ших пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Этим она на­по­ми­на­ет нам, что кро­ме лю­би­мых на­ших срод­ни­ков и дру­зей у нас есть ещё мно­же­ство бра­тий во Хри­сте, ко­то­рых мы, и не ви­дев их, долж­ны лю­бить, о ко­то­рых, да­же и не зная их имен, мы долж­ны мо­лить­ся.

Так уста­нав­ли­ва­ет она и ста­ра­ет­ся под­дер­жать та­кой по­ря­док, при ко­то­ром мо­лит­ва о каж­дом пра­во­слав­ном хри­сти­а­нине бу­дет непре­стан­но воз­но­сить­ся да­же и то­гда, ко­гда не оста­нет­ся в жи­вых ни­ко­го из лич­но знав­ших его, ко­гда за­бу­дет­ся на зем­ле имя его, – мо­лит­ва о нём бу­дет непре­стан­но воз­но­сить­ся до скон­ча­ния ве­ка»[4].

Как пи­сал ещё рань­ше дру­гой наш свя­той учи­тель – епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, «ни­кто не по­ле­нит­ся по­мя­нуть сво­их ро­ди­те­лей; но по­ми­нать на­до и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Помни, что мо­лит­ва об усоп­ших и силь­на общ­но­стью – тем, что идет от ли­ца всей Церк­ви.

Цер­ковь ды­шит об­щею всех мо­лит­вою, а си­ла мо­лит­вы пе­ре­хо­дит и на усоп­ших, со­дер­жи­мых в лоне Церк­ви, ко­то­рая сла­га­ет­ся из жи­вых и умер­ших, во­ю­ю­щих и тор­же­ству­ю­щих».

Дей­стви­тель­но, нам, жи­ву­щим на зем­ле, пе­ред празд­но­ва­ни­ем Дня Рож­де­ния Церк­ви Хри­сто­вой умест­но об­ра­тить­ся со сло­ва­ми мо­лит­вы к тем, кто на­се­ля­ет Цер­ковь Небес­ную.

Это для нас су­ще­ству­ют слов­но бы две Церк­ви – Зем­ная и Небес­ная; для Бо­га же она – Од­на и Еди­на, как еди­ны и нераз­де­ли­мы и её на­сель­ни­ки.

Ведь мы хо­ро­шо зна­ем, что ис­тин­ный Бог – «Бог не мёрт­вых, но жи­вых, по­то­му что у Него все жи­вы» (Лк.20:38).

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

[1] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми (прим. ар­хим. Иан­ну­а­рия). [2] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «раз­ли­че­ние», «суж­де­ние», «суд», «ре­ше­ние», «при­го­вор», «со­стя­за­ние», «спор», «вы­бор», «ис­ход», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис».

Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му бы­то­во­му зна­че­нию, ра­зум­ный че­ло­век все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то есть в со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми.

Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Суд (=Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

[3] Кро­ме этих двух офи­ци­аль­ных по­ми­наль­ных суб­бот, преду­смот­рен­ных цер­ков­ным Уста­вом (Ти­пи­ко­ном) и име­ю­щих ста­тус «Все­лен­ских», Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ет ещё два «осо­бых по­ми­наль­ных дня»: Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту и Ра­до­ни­цу. По­дроб­нее о ха­рак­те­ре всех этих дней см.: Афа­на­сий (Са­ха­ров), еп. Ков­ров­ский. О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по Уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1999, с. 37–42. [4] Афа­на­сий (Са­ха­ров), еп. Ков­ров­ский. О по­ми­но­ве­нии усоп­ших … с. 40.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-o-vseh-i-za-vsja

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: