Основные направления современной уголовно исполнительной политики. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

Основные направления современной уголовно исполнительной политики. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций

Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным анием 12 декабря 1993 г.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

2. Органы власти

ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

ФСИН России – Федеральная служба исполнения наказаний

3. Прочие сокращения

гл. – глава(-ы)

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

ООН – Организация Объединенных Наций

разд.– раздел(-ы)

рис. – рисунок

РКЦ – расчетно-кассовый центр

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ – Российская Федерация

СИЗО – следственный изолятор

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ст. – статья(-и)

табл. – таблица

УИС – уголовно-исполнительная система

ч.– часть(-и)

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены.

Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.

Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования.

Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права.

Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных и др.

1

Источник: https://litrus.net/book/read/169593?p=1

Уголовно-исполнительная политика

Основные направления современной уголовно исполнительной политики. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций

Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.

При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.

Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.

Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Определение 1

Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.

При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.

Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:

  1. Уровень социально-экономического и политического развития общества;
  2. Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
  3. Показатели структуры и динамики преступности;
  4. международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
  5. Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации

Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:

  • Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
  • Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
  • Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Пример 1

В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ

Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:

  • Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
  • Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
  • Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-ispolnitelnaya_politika/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: