Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки

Содержание
  1. Поставщику по 44-ФЗ: как избежать типичных ошибок | Контур.Закупки
  2. Ошибки при подаче заявки
  3. Забыли заглянуть в инструкцию
  4. Не указали страну происхождения товара или его характеристики
  5. Не приложили полный комплект документов
  6. Ожидаете, что заказчик уберет НДС из цены
  7. Ошибки при заключении и исполнении контракта
  8. Затянули с подписание контракта
  9. Не предоставили обеспечение
  10. Не были внимательны при подписании контракта
  11. Поставили отличающейся товар
  12. Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик
  13. Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется
  14. Правила описания объекта закупки
  15. Можно ли изменять характеристики объекта закупки
  16. 10 распространенных ошибок при участии в закупках по 44-ФЗ
  17. 1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  18. 2. Не упомянута страна-производитель
  19. 3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  20. 4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  21. 5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  22. 6. Неполный пакет документов
  23. 7. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  24. 8. Не проверять проект контракта
  25. 9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  26. 10. Нарушение сроков
  27. Типичные нарушения при госзакупках
  28. Ошибки заполнения плана-графика госзакупки
  29. Ошибки заполнения формы обоснования закупок
  30. Ошибки в определении начальной (максимальной) цены контракта
  31. Нарушения государственных закупок на этапе исполнения контракта
  32. Ошибки в отчётности об исполнении контракта
  33. 10 ошибок поставщиков при участии в закупках по Закону № 44-ФЗ
  34. Ошибки на стадии подачи заявки
  35. 1. Заполнение заявки без учета инструкции, разработанной заказчиком
  36. 2. Отсутствие в заявке конкретных характеристик товара, заявка содержит только согласие на поставку товара
  37. 3. Технические ошибки при заполнении заявки
  38. 4. Отсутствие указания в заявке на страну происхождения товара
  39. 5. Участник, находящийся на УСН, считает, что заказчик обязан исключить НДС из цены контракта
  40. 6. Отсутствие в заявке необходимых документов
  41. Ошибки и на стадии заключения и исполнения контракта
  42. 7. Несоблюдение сроков заключения контракта
  43. 8. Непредставление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта
  44. 9. Невнимательное изучение подписанного контракта
  45. 10. Поставка товара по контракту с характеристиками отличными от указанных в контракте

Поставщику по 44-ФЗ: как избежать типичных ошибок | Контур.Закупки

Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки

Сфера госзакупок является весьма перспективным направлением работы. В прошлом году стоимость контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ, превысила 6 млрд рублей.

Однако участие в торгах на государственные деньги считается процессом непростым. Ошибки совершают и заказчики, и поставщики.

Не допустите подобных оплошностей и сделайте свой путь к государственному контракту более простым.

Ошибки при подаче заявки

Итак, вы нашли подходящую закупку и хотите принять в ней участие. Теперь нужно ознакомиться с документацией и составить заявку. Посмотрим, какие подводные камни здесь могут ожидать поставщика.

Забыли заглянуть в инструкцию

В соответствии с законом 44-ФЗ, к документации должна прилагаться инструкция по заполнению заявки. Руководствоваться ею обязательно, иначе можно допустить ошибки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Параметры товара нужно указывать в точных значениях, не используя конструкции типа «более/менее», «от/до» и тому подобные. Исключение делается только для характеристик, диапазонные значения которых предусмотрены ГОСТом и иными стандартами.

Иногда заказчики излагают требования к объекту закупки сложно и запутанно. Это может быть следствием специфики закупаемого товара. Но нередко такое техзадание является инструментом недобросовестной конкуренции. Рекомендуем тщательно читать документацию и заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Не указали страну происхождения товара или его характеристики

В первую очередь в заявке выражается факт согласия осуществить поставку, а также указываются параметры предлагаемого товара и страна его происхождения. Единственный случай, когда конкретные характеристики товара можно не перечислять — если в документации прямо указана марка, модель или производитель.

Обратите внимание! В большинстве случаев закон позволяет заказчику указывать в закупочной документации бренд или производителя при наличии фразы «или эквивалент».

Подразумевает, что поставщик может предложить любой другой товар, удовлетворяющий параметрам эквивалентности. Причем эти параметры также должны быть прописаны в техзадании.

Так вот, если вы собираетесь поставить эквивалентный товар, то в заявке нужно прописать его характеристики.

Что касается страны происхождения товара, то ее нужно указывать для всех закупок, для которых установлен национальный режим. Страна происхождения — это государство, на территории которого товар был произведен или подвергнут достаточной обработке. Если этот параметр не указать, заявку отклонят.

К слову, указание нескольких стран происхождения товара не может быть поводом для отклонения заявки. Это следует из определения Верховного Суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552. Судьи пришли к выводу, что товар может быть произведен в группе стран или в таможенном союзе, равно как в части страны или отдельном регионе.

Не приложили полный комплект документов

Нужно внимательно отнестись к дополнительным документам, которые должны прилагаться к заявке. Их состав зависит от ситуации. Это могут быть декларации, лицензии, свидетельства и так далее.

Например, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, к заявке следует приложить документы, подтверждающие принадлежность участника к данной категории поставщиков.

Ожидаете, что заказчик уберет НДС из цены

Нередко участники, применяющие налоговые спецрежимы, заблуждаются при оценке стоимости закупки. Начальная цена контракта может быть указана с учетом НДС, и поставщик полагает, что раз он не уплачивает этот налог, то его сумма будет исключена из стоимости.

Однако это неверно — контракт будет заключен по той цене, которая указана в заявке победителя торгов. При этом неважно, какой налоговый режим он применяет.

Ошибки при заключении и исполнении контракта

Итак, вы одержали победу в тендере! Важно не терять бдительность и соблюсти все формальности для заключения контракта. Рассмотрим, какие ошибки допускают поставщики на этом этапе.

Затянули с подписание контракта

Закон 44-ФЗ четко регламентирует сроки, в которые следует подписывать контракт каждой стороне. Если победитель закупки их упустит, то не только потеряет контракт и обеспечение заявки, но и рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик при всем желании не сможет пойти навстречу поставщику и заключить с ним контракт позже установленного законом срока.

Не предоставили обеспечение

Перед подписанием контракта поставщик должен предоставить заказчику обеспечение его исполнения. Времени после победы в тендере на это будет мало, поэтому следует озаботиться этим вопросом заранее. Если обеспечение не будет внесено, то подписание контракта не состоится со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поставщику предлагается возможность обеспечить исполнение контракта денежными средствами или банковской гарантией. Выбор делает сам участник, и заказчик не может его в этом ограничивать.

Важно! Если в ходе торгов цена снизилась на 25% и более от НМЦК, то победитель должен внести обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации.

Заказчик не обязан уведомлять об этом — подразумевается, что поставщик отслеживает этот вопрос самостоятельно.

Если будет внесено обычное обеспечение, у заказчика будет повод не заключать с победителем контракт.

Не были внимательны при подписании контракта

Как и при подписании любого документа, заключая госконтракт, нужно проявлять предельную внимательность.

Считается, что этот тип соглашения содержит стандартные формулировки, а его условия не подлежат изменению. Это действительно так, тем не менее иногда заказчик подсовывает исполнителю измененный контракт.

И если поставщик его подпишет, то придется исполнять взятые на себя обязательства либо расторгать контракт.

Важно помнить, что контракт должен точно соответствовать проекту из закупочной документации. Заказчик должен внести в него данные из заявки победителя. Больше никакие положения изменены быть не могут.

Проверяя контракт, следует обратить внимание на положения, которые описывают:

  • цену и объем поставляемого товара;
  • сроки исполнения этапов и всего контракта;
  • порядок и условия оплаты;
  • все, что касается штрафных санкций.

Поставили отличающейся товар

Неопытные поставщики могут оказаться в ситуации, когда заявленного товара для поставки не хватает. Например, производитель прекратил производить именно эту модель. Что делать? Логика подсказывает, что товар можно заменить аналогичным, параметры которого максимально приближены к оригиналу.

Но если в сделке с другим коммерческим субъектом это в большинстве случаев проходит, то с государственными заказчиками — далеко не всегда.

Дело в том, что они должны принять именно тот товар, который был заявлен поставщиком при заключении контракта.

Если же поставить товар абсолютно аналогичных характеристик, но, например, произведенный в другой стране, то принят он не будет.

Единственный вариант — договориться с заказчиком о поставке товар с улучшенными характеристиками. Конечно, это может стоить поставщику части прибыли. Зато в таком случае заказчик сможет осуществить приемку, контракт не будет расторгнут, а исполнитель не попадет в РНП.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/postavshhiku-po-44-fz-kak-izbezhat-tipichnyx-oshibok/

Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик

Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.

Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые  в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.

В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.

Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.

Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.

, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.

При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.

Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.

Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.

Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.

Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html

10 распространенных ошибок при участии в закупках по 44-ФЗ

Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки
автор: Ольга Латышева, Директор ITCOM Consult

  1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  2. Не упомянута страна-производитель
  3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  6. Неполный пакет документов
  7. Не проверять проект контракта
  8. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  10. Нарушение сроков

В 2019 году на территории Российской Федерации по 44-ФЗ было проведено закупок на сумму 7 761,6 млрд. рублей и заключено контрактов на 5 885,06 млрд. рублей, по данным официального сайта ЕИС. И с каждым годом эти цифры растут, ведь госзакупки – отличный способ увеличить оборот компании. Поэтому самой главной и основной ошибкой, мы считаем, игнорировать этот рынок сбыта и канал продаж.

На обучающих семинарах и вебинарах ITCOM Consult нас часто спрашивают, какие самые распространенные ошибки допускают начинающие участники торгов. Один тендерный специалист ITCOM Consult проводит более 40 закупок по 44-ФЗ в месяц, а средний опыт работы составляет 7 лет.

Мы провели опрос среди наших коллег и составили список из 10 распространенных ошибок, которые допускают не только начинающие поставщики, но и те, кто уже участвовал в госзакупках.

1. Не прописан товарный знак или характеристики товара

В 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» сказано, что заказчик вправе указывать товарный знак, вместе со словами «или эквивалент».

Когда исполнитель готов поставлять товар с указанным товарным знаком, перечислять характеристики не требуется. А если исполнитель планирует поставлять эквивалент, или же не указывал, что согласен поставлять продукцию требуемого товарного знака, он обязан прописать все характеристики.

Если поставщик изъявил согласие на выполнение заказа и не упомянул товарный знак или характеристики товара, заявка будет отклонена.

2. Не упомянута страна-производитель

Забывая прописать страну-производителя продукции, вы не выполняете условие для закупок с утвержденным «национальным режимом», и заказчик посчитает товар иностранным. Есть риск получить отказ в участии, либо снижения на 15% вашей цены при заключении контракта, в соответствии в соответствии с ст. 14 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Если поставщик прописал перечень стран, то заявку по этой причине не отклонят, потому что по решению Верховного суда, страна-производитель товара – та, в которой его полностью создали или частично приняли в этом участие. Но иметь отношение к созданию продукции может группа стран.

3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС

Когда ценовое предложение указано без НДС, впоследствии, исполнитель потеряет в деньгах. Это обусловлено тем, что затраты на страхование, налоги, пошлины, которые исполнитель обязан оплатить по условиям контракта, и прочие сборы вносятся в общую цену заявки. Если с учетом НДС предложение участника больше начальной (максимальной) стоимости контракта – 100 % заявку отклонят.

4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника

Зачастую, нарушения такого плана допускаются при перечислении характеристик продукта. Не те единицы измерения, как требуются в инструкции, или вообще не прописаны единицы измерения, орфографические ошибки, неверное наименование.

Даже «от», «до», «более», «менее», «должно быть» или «допускается» нельзя использовать, если это не допускается по техническому заданию или идет вразрез с ГОСТом. Нужно тщательно проверять информацию).

Как правило, инструкция по заполнению Формы 2 (техническое предложение) находится в документации по закупкам.

5. Не делать запрос разъяснений к заказчику

При нахождении неточности в закупочной документации, имеет смысл задать возникший вопрос заказчику. Запрос разъяснений подаётся анонимно на электронной торговой площадке, организующей госзакупки. Заказчику нужно дать ответ в течение трех дней. Запрашиваются разъяснения не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок.

6. Неполный пакет документов

Во второй части заявки следует прикладывать полный пакет документов, требуемых для участия. Список предоставлен заказчиком (например, декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Также поводом для отказа поставщику могут стать недостоверные данные в документах. Учитывается достоверность до конца приема заявок.

К примеру, если участник предоставил данные об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и их действительно не было, а до дня окончания подачи заявок они появились, заказчик может отказать вам.

7. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта

Перед заключением контракта, исполнитель переводит заказчику денежные средства, либо предоставляет банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Это обязательно при наличии данного требования.

Если поставщик не предоставит своевременно обеспечение, или переведет сумму меньше запрашиваемой, его признают уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (потеря контракта, занесение в РНП).

Сумма обеспечения внесена в документацию по закупкам в соответствии с 44-ФЗ. Банк-гарант должен быть в соответствующем списке Министерства финансов и подходить по размеру капитала и уровню кредитного рейтинга. В постановлении Правительства России установлены требования к форме банковской гарантии, а также правила прописаны в закупочной документации.

8. Не проверять проект контракта

Заключая контракт, исполнитель беспрекословно соглашается с условиями и не сможет в дальнейшем от них отказаться без последствий для компании.

Поэтому, не проверив детально положения контракта, можно оказаться в ситуации, когда надо исполнять условия, идущие вразрез с вашими планами и накладывающие на вас обременительные и невыгодные обязательства.

Нужно сверить извещение, техзадание и проект контракта, так как в них бывают противоречия. Перед подписанием контракта проверьте такие позиции как цена, сроки и объемы поставки, порядок и условия оплаты, размер штрафа.

9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта

Предугадать заранее, что исполнение заказа пойдет строго, как прописано в условиях сотрудничества, не всегда возможно.

Бывают ситуации, когда осуществить поставку заявленного заказчиком продукта крайне сложно или невозможно: например, закупочная цена значительно увеличилась, вследствие чего поставщику стало невыгодно его поставлять, либо товар временно недоступен, либо его вовсе сняли с производства.

Исполнитель ошибочно может попытаться решить проблему, начав поставлять аналогичный товар, максимально похожий по характеристикам на тот, что прописан в контракте. Но это будет нарушением договоренности и заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Поставщик будет внесен на 2 года в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для решение этой проблемы, можно договориться с заказчиком путем заключения дополнительного соглашения о поставке аналогичного товара, но с лучшими характеристиками. Если же заказчика не устраивает такой вариант, стоит предложить ему расторгнуть контракт по соглашению сторон, чтобы не потерпеть убытков, не попасть в реестр и не повредить репутации.

10. Нарушение сроков

44-ФЗ определяет сроки подписания контракта. И несоблюдение сроков также является грубой ошибкой, которая влечет за собой неприятные последствия в виде передачи исполнения контракта другому исполнителю и риск внесение нарушителя в РНП.

Просрочка бывает из-за несвоевременного перевода обеспечения заявки, проблем с электронной подписью или с интернетом и доступом к электронной площадке.

Но несмотря на объективность причины просрочки, подписывать контракт с нарушившим сроки поставщиком нельзя по закону.

При знакомстве с госзакупками у новичков бывает много ошибок, трудно без подготовки разобраться и не упустить множество важных нюансов. Чтобы избежать траты времени, потери выгодных контрактов, а то и штрафных санкций, имеет смысл обратиться к специалистам по тендерному сопровождению, а также получить бесплатную подборку тендеров для вашей сферы бизнеса.

Если по какой-то причине, вы не хотите передавать эти работы на аутсорсинг, вы также можете обучиться самостоятельно, либо повысить квалификацию своего сотрудника по программе обучения участию в торгах. Среди наших тарифов вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас.

Обучение тендерам будет полезно не только начинающему специалисту, но и сотрудникам тендерного отдела, так как в законодательстве о закупках постоянно происходят изменения.

Конечно, обучаться можно и самостоятельно, но во-первых, это трата времени на поиски нужной информации, а во-вторых, ошибки, допускаемые некомпетентными специалистами могут стоить гораздо дороже стоимости курса по обучению тендерам.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8884a14e057700aee1504c/10-rasprostranennyh-oshibok-pri-uchastii-v-zakupkah-po-44fz-5dccf3480d78616983a86d54

Типичные нарушения при госзакупках

Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки

Подробно итоги контрольных мероприятий описаны в приложении к письму Казначейства под названием «Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в первом полугодии 2018 года».

Отмеченные в документе нарушения помогут федеральным заказчикам правильно определить бюджетные риски, подготовиться к проверкам органов внешнего контроля, а также будут полезны работникам заказчиков, на которых возложены внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Ошибки заполнения плана-графика госзакупки

В конце каждого года заказчики формируют планы-графики с подробной информацией о закупках. Планы-графики создаются на основе планов закупок, в которых содержится общая информация о проводимых процедурах. Часть сведений в плане-графике заполняется автоматически из плана закупки, остальную часть заказчик вносит вручную. Некоторые данные можно редактировать.

Форма плана-графика и требования к её заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Если в закупку включены товары с одинаковыми единицами измерения, в плане-графике нужно указать их количество (объём) и единицу измерения из перечисленных в ОКЕИ. Если приобретаются товары с разными единицами измерения, заполнять эту графу в описании объекта закупки не нужно.

Заказчики нередко нарушают это правило и в плане-графике не указывают единицу измерения объекта закупки и соответствующий код по ОКЕИ.

Также выявлялись случаи, когда количество закупаемого товара могло быть подсчитано (например, в литрах, в киловатт-часах и т.д), но в плане-графике вместо этого указывалась «условная единица» в качестве единицы измерения.

Казначейство отметило нарушение правил заполнения, при котором в плане-графике указывалось наименование и описание лекарственных препаратов без информации об их международных непатентованных наименованиях или (при отсутствии таких наименований) химических, группировочных наименований и характеристик.

Ошибки заполнения формы обоснования закупок

Обоснование закупки — это таблица, которая содержит пояснения заказчика о причинах выбора определенных условий закупки. Форма обоснования закупок установлена постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта и способ определения процедуры.

Если проверяющие сочтут, что обоснование отсутствует или не соответствует законодательству о контрактной системе, виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Казначейство выявило, что заказчики включают в планы-графики закупки без обоснования выбранного способа определения поставщика либо не указывают обоснование выбранного способа в форме обоснования закупок, установленной постановлениемПравительства РФ от 05.06.2015 № 555.

В указанной форме заказчики не заполняют отдельные графы либо вносят информацию, не соответствующую наименованию графы. Казначейство выделило случаи, при которых:

  • указывалась недействующая государственная программа Российской Федерации;
  • не указывался правовой акт, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), в соответствии с которым проводилась закупка.

Ошибкой является указание заказчиком в форме начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), не соответствующей НМЦК, которая отражена в плане-графике, а также произведённому заказчиком расчету НМЦК согласно представленным документам.

Еще одно выявленное нарушение при заполнении формы заключается в указании методов определения и обоснования НМЦК, не соответствующих представленным документам.

Также были выявлены случаи несоблюдения заказчиками сроков размещения правовых актов об утверждении нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров (в том числе предельных цен).

Ошибки в определении начальной (максимальной) цены контракта

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это максимальная сумма, которую готов заплатить заказчик, она указывается в планах-графиках закупки. В ходе выбора поставщика цена может уменьшаться, именно поэтому она называется начальной. Для определения НМЦК в законодательстве существуют определенные правила. Выбранную НМЦК необходимо обосновать.

Среди нарушений в госзакупках, связанных с НМЦК:

  • отсутствие обоснования НМЦК, включённой в план-график закупок;
  • несоответствие НМЦК, указанной в плане-графике, значению НМЦК, указанной в представленном обосновании;
  • обоснование НМЦК, произведённое после включения закупки в план-график;
  • обоснование, произведённое с арифметическими ошибками в расчётах или округлением (увеличением) цены до объёма финансирования по данному виду закупки.

Казначейство отметило как нарушения случаи, когда для обоснования НМЦК использовалась информация о ценах из контрактов, которые не были исполнены или по которым взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Также Казначейство относит к нарушениям случаи, когда для обоснования НМЦК использовались источники информации, в том числе коммерческие предложения, не являющиеся публичными офертами.

Противоречит требованиям закона о контрактной системе установление НМЦК на основании информации о ценах поставщиков, не осуществляющих поставку идентичных планируемых к закупке товаров.

Нарушения государственных закупок на этапе исполнения контракта

Заказчики допускают ошибки и в ходе исполнения контракта. Например, не всегда проводят экспертизу поставленных поставщиком товаров, результатов работ или услуг.

По наблюдениям Казначейства за первую половину 2018 года, заказчики также не начисляли пени и штрафы и не направляли требования об их уплате в адрес поставщика за то, что он ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в том числе не соблюдал сроки исполнения контракта.

Выявлены случаи занижения суммы пеней, начисленных за нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по контракту.

Заказчики принимали работы, не соответствующие контрактам, при этом выявленные несоответствия не были устранены подрядчиками в соответствии с законом о контрактной системе.

Казначейство отметило случаи, когда поставленные товары и выполненные работы отражались заказчиками в регистрах бухгалтерского учёта несвоевременно либо неполно.

Ошибки в отчётности об исполнении контракта

После исполнения или расторжения контракта заказчик обязан составить отчёт о его исполнении и разместить этот отчёт в ЕИС.

Отчёт подготавливается на основании документов о приёмке и оплате и содержит подробные сведения как о самом контракте, так и о том, как стороны его выполняли.

Порядок заполнения отчёта подробно регламентирован постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, однако заказчики допускают нарушения в отчётности.

Так, Казначейство выявило, что нередко отчёты вообще не размещаются в ЕИС либо размещаются несвоевременно.

Кроме того, в отчётах заказчики часто не отражают информацию о том, что вносились изменения в контракт в ходе его исполнения.

В некоторых случаях информацию о результате исполнения контрактов отражают недостоверно. Например, указывают размер авансового платежа, не соответствующий условиям контракта, или отражают ошибочную информацию о реквизитах документа, подтверждающего оплату.

К нарушениям требований законодательства о контрактной системе Казначейство также относит отсутствие в отчёте об исполнении контракта информации о ненадлежащем его исполнении (с указанием допущенных нарушений) либо о санкциях, которые были применены в связи с этим нарушением.

По наблюдениям Казначейства, в некоторых случаях к отчёту об исполнении контракта не прилагалось заключение по результатам экспертизы.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/tipichnye-narusheniya-pri-goszakupkah/

10 ошибок поставщиков при участии в закупках по Закону № 44-ФЗ

Ошибки при размещении заказа по 44 фз. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Описание объекта закупки

Основные ошибки участников закупки можно разделить на ошибки на стадии подачи заявки и ошибки на стадии заключения и исполнения контракта.

Ошибки на стадии подачи заявки

Подача заявки — это ответственный шаг. Участник закупки должен в ограниченный период времени оценить свои возможности выполнения контракта, оценить экономическую целесообразность заключения контракта и возможную минимальную цену, по которой участник готов заключить контракт, собрать все необходимые документы для подачи в составе заявки, а также заполнить саму заявку.

1. Заполнение заявки без учета инструкции, разработанной заказчиком

Законом № 44-ФЗ допускается право заказчика использовать указание на товарный знак при условии сопровождения словами «или эквивалент». Если участник закупки согласен поставить товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то конкретные показатели товара в заявке указывать не требуется — достаточно выразить своё согласие на поставку такого товара.

Однако, в рамках проведения электронного аукциона заказчики не всегда указывают товарный знак, либо к поставке участник закупки предлагает товар, являющийся эквивалентом, указанному в документации о закупке.

В таком случае, Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки должен указать конкретные характеристики товара.

В заявке нельзя использовать слова «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или ТУ.

Участник закупки обязан руководствоваться инструкцией заказчика по заполнению заявки.

Нередко, инструкции по заполнению заявки написаны сложным языком, могут запутать неопытного участника закупки, поэтому описанию характеристик товара следует уделить львиную долю времени при подготовке заявки.

Пример: Решение ФАС России от 25.04.2018 по делу № К-2-57-5123/77-18 (номер закупки в ЕИС 0373200041518000259)

2. Отсутствие в заявке конкретных характеристик товара, заявка содержит только согласие на поставку товара

При проведении электронного аукциона предусмотрено, что первая часть заявки при поставке товара должна содержать:

  • согласие на поставку товара;
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима);
  • конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).

Часто участники, ознакомившись с техзаданием, дают лишь согласие на поставку товара. Вместе с тем, если заказчиком в документации не указан товарный знак (или поставляется эквивалентный товар), то участник в обязательном порядке должен представить конкретные показатели товара. В противном случае заявка такого участника будет обоснованно отклонена.

Пример: Решение Иркутского УФАС России от 28.09.2017 по делу № 985 (номер закупки в ЕИС 0534600007717000003)

3. Технические ошибки при заполнении заявки

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Причиной отклонения нередко являются технические ошибки, описки в заявке участника закупки.

Например, при описании характеристик поставляемого компьютерного стола участник закупки забыл указать единицы изменения (сантиметры) и заказчику лишь остаётся догадываться, что значит в заявке «ширина 20». В такой ситуации заявка подлежит отклонению.

При заполнении заявки важно быть внимательным и готовиться к тендерам заранее.

Пример: Решение ФАС России от 24.11.2015 по делу № К-1600/15 (номер закупки в ЕИС 0175100000815000083)

4. Отсутствие указания в заявке на страну происхождения товара

Одна из распространенных ошибок участников — отсутствие в заявке наименования страны происхождения товара в случае, если для закупки установлен «национальный режим». Отсутствие такой информации служит основанием для отклонения заявки.

Если же участник перечислил несколько стран происхождения товара, у комиссии заказчика нет оснований для отклонения такой заявки.

Такой позиции придерживается Верховный суд РФ (определение Верховного суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552). По мнению суда, страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны.

Пример: Решение ФАС России от 20.12.2016 по делу № К-2023/16 (номер закупки в ЕИС 0273100000716000056)

5. Участник, находящийся на УСН, считает, что заказчик обязан исключить НДС из цены контракта

Любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и находится на упрощенке, вправе участвовать в закупках. При этом цена контракта может включать НДС.

В данной ситуации поставщики нередко приходят к выводу, что если они находятся на УСН, то цена контракта включать НДС не будет. Однако, данное мнение является ошибочным.

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Выиграв тендер и взяв на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, поставщик может оказаться в убытке. Так что перед участием в закупке следует тщательно изучить документацию.

Позиция по рассмотренному вопросу изложена в том числе в письме Минфина от 08.02.2018 № 24-03-07/7701.

Пример: Решение ФАС России от 09.04.2018 по делу № 18/44/105/289 (номер закупки в ЕИС 0173100009218000024)

6. Отсутствие в заявке необходимых документов

Заказчики вправе отклонить заявку участника, если в ней не предоставлены в полном объёме документы, определенные во второй части заявки (декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Например, если заказчик осуществляет закупки среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в подтверждение принадлежности к данной категории участник закупки представляет соответствующие документы.

Пример: Решение ФАС России от 22.05.2017 по делу № К-612/17 (номер закупки в ЕИС 0173100008317000033)

Ошибки и на стадии заключения и исполнения контракта

Признание победителем процедуры определения поставщика ещё не гарантирует участнику закупки заключение контракта. Подводные камни поджидают поставщиков и на этом этапе. Важно не только успеть заключить контракт в срок, установленный Законом № 44-ФЗ, но и представить необходимые документы и обеспечение исполнения контракта.

7. Несоблюдение сроков заключения контракта

Сроки подписания контракта установлены положениями статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанные сроки должны строго соблюдаться.

Нарушение сроков, в которые контракт должен быть подписан победителем и передан заказчику несёт для участника риск быть включенным в Реестр недобросовестных поставщиков.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность подписать контракт с нарушившим сроки для подписания контракта участником закупки, даже если такая просрочка обусловлена объективными причинами.

Пример: Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу № К-1064/17 (номер закупки в ЕИС 0173100010917000045)

8. Непредставление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта предоставляется в момент подписания документа. Без предоставления обеспечения контракт не может быть подписан. Поэтому, выиграв торги, нужно сразу же позаботиться о его предоставлении.

Непредставленное вовремя обеспечение — основание для включения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

В качестве обеспечения исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Какой из этих способов выбрать, решать поставщику. Однако, выбирая в качестве способа внесения обеспечения банковскую гарантию важно знать, что одной из основных причин отказа заказчика заключить контракт является предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика.

Нельзя забывать и о предоставлении повышенного обеспечения в случае, если предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Размер обеспечения с учётом антидемпинговых мер равен полутора обеспечения исполнения контракта, установленного документацией.

Совет участникам: обеспечение контракта следует готовить заранее. Если отведённый Законом № 44-ФЗ срок будет пропущен, это повлечет негативные последствия, связанные с исключением из закупочной деятельности сроком на два года.

Пример: Решение Башкортостанского УФАС России от 26.02.2018 № ГЗ-183/18 (номер закупки в ЕИС 0301300126518000001)

9. Невнимательное изучение подписанного контракта

Подписывая контракт, поставщик принимает на себя все обязательства, прописанные в контракте. Невнимательное чтение контракта может привести к тому, что поставщик не заметит обременительные или ухудшающие его положение условия.

Иногда бывает, что в извещении, техзадании и контракте есть противоречивые условия закупки. На этапе проведения закупки это может не выявиться. И если поставщик подпишет контракт, детально его не изучив, значит, он согласится с его условиями. И останется только два варианта: выполнить невыгодные условия или расторгнуть контракт со всеми последующими рисками.

В этой связи, перед заключением контракта в обязательном порядке следует проверить соответствие условий направленного заказчиком контракта условиям закупочной документации и условиям, предложенным в заявке.

Самые главные условия, которые нужно проверить перед подписанием контракта:

  • цена контракта;
  • сроки и объемы поставки;
  • порядок и условия оплаты по контракту;
  • размеры штрафных санкций.

Скрупулёзное изучение проекта контракта позволит уйти от взаимных претензий по исполнению контракта и избежать риск несения финансовой и административной ответственности.

Пример: Решение ФАС России от 06.12.2017 № ВП-581/17 (номер закупки в ЕИС 0156100008917000094)

На стадии исполнения контракта участника закупки также могут поджидать неприятности. Пожалуй, здесь можно выделить одну, самую значимую ошибку.

10. Поставка товара по контракту с характеристиками отличными от указанных в контракте

В этом случае мы не ставим под сомнение добросовестность исполнителя контракта.

В работе практически любого поставщика может сложиться ситуация, когда товар, который необходимо поставить, временно недоступен, перестал производиться или цена в закупке на него существенно выросла, что делает выполнение контракта нерентабельным.

Разумным представляется поставка иного товара с максимально приближенными характеристиками к требованиям заказчика.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Однако, заказчик имеет право принять иной товар только с улучшенными характеристиками.

Если же исполнитель поставит товар, который не соответствует хотя бы одной характеристике, из указанных в контракте, или произведён в иной стране, не указанной в заявке победителя, то с большой долей вероятности заказчик не примет такой товар, контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, а сведения о таком поставщике будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Пример: Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 № 307-КГ16-18487 по делу № А66-10560/2015 (номер закупки в ЕИС 0136200003614005385).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1634

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: