Оценка качества медицинской помощи приказы. Оценка качества медицинской помощи. Экспертиза качества: новое

Содержание
  1. NEW! Новейшие критерии оценки качества медицинской помощи
  2. Экспертиза качества медицинской помощи
  3. Вступление в силу Приказа № 203н
  4. Структура Приказа № 203н
  5. Что нового в очередных Критериях?
  6. И напоследок…
  7. Экспертиза качества оказания медицинской помощи
  8. Критерии неоказания медицинской помощи
  9. Как определить качество и объем медицинской помощи
  10. Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи
  11. Правовые основы для выполнения ЭКМП
  12. Вопросы, которые выносят на решение эксперту при определении качества медпомощи
  13. Преимущества нашего Центра
  14. Экспертиза качества медицинской помощи: кем и где проводится, содержание и границы
  15. Понятие. Что означает «экспертиза помощи»
  16. Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи
  17. Случаи, подлежащие проверке
  18. Порядок экспертизы качества медицинской помощи
  19. Нюансы относительно порядка проведения экспертизы
  20. Экспертиза качестве медицинской помощи, оказанной по программе ОМС
  21. Как проводится ЭКМП по ОМС
  22. Виды ЭКМП по ОМС
  23. Кто проводит ЭКМП по ОМС
  24. Применение мультидисциплинарного подхода
  25. Судебная экспертиза
  26. Качество и безопасность
  27. Практические рекомендации по внутреннему контролю для стоматологов
  28. Система управления качеством: схема и основные разделы
  29. 1. Планирование деятельности медицинской организации
  30. 2. Медицинская деятельность и оказание медицинской помощи
  31. 3. Оценка качества медицинской помощи и медицинской деятельности
  32. 4. Корректировка, мероприятия по устранению и предупреждению нарушений

NEW! Новейшие критерии оценки качества медицинской помощи

Оценка качества медицинской помощи приказы. Оценка качества медицинской помощи. Экспертиза качества: новое

17 мая 2017 года на официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru был опубликован Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.

2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ № 203н), с помощью которого Минздрав РФ в очередной раз устанавливает критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии).

Это, конечно, не такой уж и «сюрприз» от Минздрава России, ведь не так давно проект данного приказа был опубликован для общественного обсуждения, о чем мы сообщали в публикации от 27 апреля 2017 года.

Экспертиза качества медицинской помощи

Критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии) применяются при экспертизе качества медицинской помощи, речь о которой идет в части 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(далее – ФЗ № 323).

Однако, хочется обратить внимание на то, что законодатель не счел нужным юридически привязать Критерии к экспертизе качества медицинской помощи (ЭКМП).

Удивительно, что в новом Приказе № 203н Критерии, как и прежде, применяются при оказании медицинской помощи и в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и т.д.

Но нет упоминания о том, что Критерии используются именно при ЭКМП или в том числе при ЭКМП.

Ведь даже статья 64 ФЗ № 323, содержащая в себе два этих понятия, в явном виде не указывает на то, что Критерии используются именно при ЭКМП.

Справедливости ради отметим, что в проекте Приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании», о котором мы не так давно рассказывали (https://goo.gl/CSWmHO) все же установлено, что во время проведения ЭКМП происходит проверка соответствия предоставленной медицинской помощи Критериям.

Вступление в силу Приказа № 203н

Как и планировалось, Приказ № 203н вступает в силу с 1 июля 2017 года и отменяет:

  • приказ Минздрава РФ от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» – действует в настоящее время.
  • приказ Минздрава РФ от 15 июля 2016 г. № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – приказ Минздрава РФ № 520н) – еще не успел вступить в силу.

Структура Приказа № 203н

В рассматриваемом приказе Минздрава РФ критерии разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • по группам заболеваний (состояний).

При этом критерии оценки качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях, установленные Приказом № 203н, идентичны Критериям, установленным Приказом Минздрава РФ № 520н. стоит отметить, что структура нового Приказа № 203н в целом идентична структуре Приказа Минздрава РФ № 520н (с анализом которого можно ознакомиться в публикации от 8 сентября 2016 года по ссылке http://goo.gl/0fyvY0).

Что нового в очередных Критериях?

Критерии по группам заболеваний значительно расширились по сравнению с Критериями по группам заболеваний, установленными Приказом Минздрава РФ № 520н. Появилось пять новых групп заболеваний, для которых установлены соответствующие критерии:

  • Критерии качества при новообразованиях. Это самая большая группа, содержащая в себе подгрупп, которые в основном состоят из критериев оценки качества при оказании специализированной медицинской помощи при различных видах злокачественных новообразований (как детям, так и взрослым).
  • Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при психических расстройствах и расстройствах поведения;
  • Критерии качества при болезнях нервной системы;
  • Критерии качества при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  • Критерии качества при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде.

Помимо этого, многие группы заболеваний, которые были установлены в Приказе Минздрава РФ № 520н, дополнены широким спектром заболеваний и установленных в их отношении критериев. Например, группу критериев качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях, в которую предлагается добавить 21 новую подгруппу, в частности:

  • Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при описторхозе;
  • Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при туберкулезе органов дыхания, подтвержденном бактериологически или гистологически;
  • Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при раннем сифилисе.

И напоследок…

Конечно же Приказ № 203н «выглядит лучше» нежели его проект, но суть от этого не сильно поменялась, ведь остаются без ответа все те же вопросы, которые давно имеются у Факультета Медицинского Права, среди них:

  • Как проводить оценку качества скорой медицинской помощи, когда о ней ни слова не сказано в Приказе № 203н?
  • Чем руководствоваться при проведении экспертизы качества медицинской помощи в отношении тех видов медицинской помощи, по которым Критерии не сформированы, ведь множество заболеваний не вошли в Приказ № 203н?
  • Необходимо/допустимо ли использовать Критерии при проведении внутреннего контроля качества медицинской помощи?

Источник: https://kormed.ru/novosti/new-noveyshie-kriterii-otsenki-kachestva-meditsinskoy-pomoschi/

Экспертиза качества оказания медицинской помощи

Оценка качества медицинской помощи приказы. Оценка качества медицинской помощи. Экспертиза качества: новое

/ Виды экспертиз / Медицинская / Экспертиза качества оказания медицинской помощи

В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

На основании приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г.

№ 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.

Экспертиза качества проводится:

  • при получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • летальных исходов;
  • внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

По результатам проверки оформляется экспертное заключение, содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которого составляется акт экспертизы качества медицинской помощи.

После получения экспертного заключения и акта экспертизы качества медицинской помощи необходимо обратиться к судебно-медицинскому эксперту с целью выявления:

  • причинно-следственной связи между дефектом оказания медицинской помощи и неблагоприятным исходом;
  • соответствия лечения установленным стандартам оказания медпомощи;
  • последствия оказания несоответствующей стандартам медицинской помощи;
  • последствия оказания несвоевременной (неправильной) медицинской помощи либо неполного объема медицинской помощи;
  • возможности исключения неблагоприятного исхода.

Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) привлекается в случаях оказания несоответствующих стандартам медицинских услуг, для оценки поступков медицинского персонала при выполнении ими должностных обязанностей.

Экспертное исследование принадлежит к области судебно-медицинских экспертиз и привлекается для выявления нарушений, допущенных при оказании услуг медицинской помощи, оценивания своевременности её оказания, достижений запланированных результатов, правильности выбора методов, направленных на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию.

Врачебная деятельность направлена на сохранение человеческой жизни и здоровья.

Из-за непрофессиональных действий медиков, неоказания посильной помощи, нарушений этических норм и буквы закона возбуждается все большее количество уголовных дел.

Современный уголовный кодекс предусматривает ответственность за ненадлежащее медицинское обслуживание, что привело к причинению ущерба здоровью либо смерти больного.

Решения суда по делам, возбужденным из-за несвоевременно оказанных либо некачественных медицинских услуг, зависят от результатов, представленных судебно-медицинской экспертизой.

Экспертиза качества предоставления услуг медицинской помощи может выполняться в государственных экспертных бюро, а также в негосударственных экспертных центрах, специализирующихся на подобных исследованиях.

Решающую роль в проведении подобных исследований играют компетентность и опыт эксперта.

Чтобы получить достоверные результаты экспертного заключения, выбирайте опытного эксперта с достойной профессиональной репутацией.

Критерии неоказания медицинской помощи

Непредоставление медицинской помощи — это бездействие медика по отношению к пострадавшему либо больному, полный отказ от предоставления профессиональной помощи.

Оценивание качества услуг здравоохранения основано на сопоставлении установленных медицинских стандартов с фактически осуществленными врачом мероприятиями и достигнутым результатом. Для адекватной оценки имеет значение правильный выбор объективных, сопоставимых, универсальных и применимых критериев.

Судебная экспертная практика руководствуется критериями, свидетельствующими о бездействии врачей, на основании которых возможно возбуждать дела по фактам отказа в профессиональной медпомощи.

Такими критериями являются:

1. медицинский работник обязан по закону оказать профессиональную помощь; 2. медицинский работник обладает реальной возможностью оказать врачебную помощь;

3. уклонение от предоставления помощи, пренебрежение возможности и обязанности оказать посильную медицинскую помощь.

Исходя из выше указанного, медицинский работник при исполнении должностных обязанностей по законодательству обязан предоставлять необходимую больному медицинскую помощь.

Часто отказ работников здравоохранения в оказании профессиональной помощи аргументируется отсутствием у больного документов, медицинского полиса страхования.

Но если идет речь о спасении человеческой жизни, врач обязан предоставить помощь, не смотря на отсутствие у человека каких-либо бумаг.

К таким случаям относятся инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), острые и хронические кровотечения, требующие срочного хирургического вмешательства.

Также не может служить причиной отказа в медицинской помощи пребывание больного в условиях, несоответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

Если врач имеет физический доступ к больному, то обязан оказать профессиональную помощь.

Отказы лечить из-за несоблюдения больным элементарной личной гигиены, зловония в жилище, отсутствие определенного места жительства являются нарушением профессиональных обязанностей врача.

Экспертиза качества медицинской помощи определяет все три критерия: обязанность, возможность медицинской помощи, факт невыполнения доктором профессиональных обязанностей. Экспертиза выполняется в досудебном порядке или по назначению суда в процессах по делам о неоказании качественных медицинских услуг.

Предметом судебных рассмотрений довольно часто становятся факты неоказания в специализированных медучреждениях профессиональных услуг застрахованным лицам. Основанием уголовного дела выступает причинение ущерба здоровью человека либо смерть, наступившая в результате неоказания врачебной помощи.

Отказ в профессиональной помощи нуждающемуся, при объективной возможности у врача помочь, нежелание выполнять профессиональные обязанности по личным мотивам и предпочтениям, расценивается в законодательстве как уголовно наказуемый проступок.

Как определить качество и объем медицинской помощи

Самое трудоемкое судебно-медицинское исследование — оценить качество оказанной медпомощи. Сложная процедура определения степени качества оказанной медпомощи исходит из множества факторов: от наличия соответствующего оснащения в медучреждении и до компетентности медперсонала.

Если уровень медицинских услуг не отвечает современным требованиям, закономерно возникает вопрос о качестве оказанной помощи.

Халатность работников здравоохранения, пренебрежение профессиональными обязанностями лежат в основе судебных дел.

Экспертиза определяет профессиональность и своевременность оказания помощи пострадавшему, устанавливает объем медицинских услуг и соответствие таковых нормативным стандартам лечения.

Установление качества врачебной помощи базируется на критериях:

  • исследование фактически исполненных действий врача;
  • сопоставление фактически выполненных действий врача с медицинскими стандартами в конкретной ситуации;
  • анализ индивидуальных характеристик больного, конкретных сложившихся обстоятельств для оказания медпомощи.

Процедура исследования экспертом качества медицинских услуг предполагает выполнение трех этапов:

1. устанавливается факт совершения врачебной ошибки; 2. совершенные медицинские ошибки обосновываются с точки зрения медицинских стандартов;

3. определяются причины допущенных врачебных ошибок и составляются рекомендации по предотвращению таковых в будущем, учитывая выявленные причины.

Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

Судебно-медицинскую экспертизу для исследования случаев неоказания медицинских услуг либо оказание таковых в ненадлежащем качестве постановляют суды, органы дознания и следствия.

На основании официального постановления эксперт определяет задачи и цели конкретного исследования. Формулируются вопросы для решения в процессе экспертного исследования.

Следующий этап предусматривает ознакомление эксперта с материалами дела в полном объеме. Предоставляется вся медицинская документация и следственные данные. После тщательного изучения документации, производятся дополнительные исследования, а также оформляется экспертное заключение.

Официальное заключение является главным аргументом в суде. Эксперт персонально ответственный за содержание выводов и данных в заключении.

Документ содержит подробное описание всех без исключения выполненных специалистом в ходе исследования действий, перечень изученных документов, компетентные выводы.

Суд может вызвать эксперта непосредственно на рассмотрение дела для дачи показаний и объяснения выполненных действий, а также аргументации экспертных выводов.

Правовые основы для выполнения ЭКМП

Уголовная ответственность за невыполнение должностными лицами прямых профессиональных обязанностей, что привело к смерти человека, неоказание работниками здравоохранения адекватной профессиональной помощи предусмотрена ч. 2 ст. 109 УК РФ.

Также ответственность предусмотрена Кодексом (ч. 2 ст. 118) для должностных лиц за ненадлежащее исполнение непосредственных обязанностей, что привело к причинению вреда здоровью, независимо от меры тяжести. Касается также медицинских работников предоставивших медицинские услуги ненадлежащего качества либо объема.

Вопросы, которые выносят на решение эксперту при определении качества медпомощи

В процессе произведения экспертизы для исследования фактов неоказания медицинских услуг, установления качественных показателей и объема оказанной помощи, эксперт ищет доказательные ответы на вопросы, интересующие суд, следствие либо органы дознания.

Наиболее часто на решение эксперту выносят вопросы:

  • была ли у врача (медицинского работника) реальная возможность в конкретных обстоятельствах оказать медицинскую помощь пострадавшему;
  • пребывал ли медработник на тот момент при выполнении непосредственных служебных обязанностей;
  • послужило ли неоказание медработником профессиональной помощи непосредственной причиной наступления смерти пострадавшего лица;
  • какой тяжести вред здоровью был нанесен пострадавшему по причине оказания несоответствующей стандартам качества медицинской помощи;
  • какой тяжести вред здоровью был нанесен пострадавшему по причине оказания помощи в неполных объемах;
  • каковы причины заявлены медработником для отказа в медпомощи пострадавшему;
  • был ли отказ медицинского работника в профессиональной помощи пострадавшему добровольным и безосновательным;
  • соответствовало ль проведенное лечение больного установленным стандартам (правилам, методикам) для оказания медпомощи в подобных ситуациях;
  • послужили ли некомпетентные действия медработника причиной указанных нарушений здоровья, других последствий;
  • является ли причиненный здоровью вред результатом оказания медпомощи ненадлежащего качества (неполного объема);
  • к каковым нежелательным последствиям для больного привело несвоевременное оказание профессиональных медицинских услуг;
  • какие расстройства здоровья возникли по причине несвоевременной (неправильной) медицинской помощи либо отказа в медицинском обслуживании.

Преимущества нашего Центра

Экспертиза качества медицинской помощи производится только экспертами, сведущими в этой отрасли знаний.

Наши эксперты судебной медицины — врачи, сертифицированные по клинической специальности, обладающие высшей/первой квалификационной категорией. Все сотрудники в области медицинских исследований — кандидаты либо доктора медицинских наук, работают по специальности в области судебно-медицинских экспертиз более 10 лет.

Сотрудники Центра судебной медицины числятся в списке экспертов медицинских учреждений, в полном объеме владеют специальными профильными знаниями, методическими приемами выполнения экспертных исследований качества оказанной медиками помощи.

Официальные результаты заключения от специалистов Центра принимаются судами, госучреждениями.

Источник: http://experti3a.ru/vidy-ekspertiz/medicinskaya-ekspertiza/ekspertiza-kachestva-okazaniya-medicinskoj-pomoshhi/

Экспертиза качества медицинской помощи: кем и где проводится, содержание и границы

Оценка качества медицинской помощи приказы. Оценка качества медицинской помощи. Экспертиза качества: новое

Вопросы, связанные с экспертизой качества оказания услуг медицинского характера обретают все большую актуальность.

Согласно закону, каждый человек имеет право на бесплатную и качественную помощь, однако далеко не всегда пациенты оказываются удовлетворены проведенным лечением.

В этом случае можно потребовать проведения независимой экспертизы правильности выбора методов диагностики и лечения.

Понятие. Что означает «экспертиза помощи»

задача экспертизы — выявление нарушений, допущенных медиками при оказании услуг медицинского характера. Сюда входят такие критерии, как своевременность оказания помощи, правильность подбора диагностических, лечебных и реабилитационных методов, а также степень достижения предполагаемого результата.

Для каждого заболеваний имеются собственные критерии оценки качества помощи. Они определяются протоколами и клиническими рекомендациями, разработанными в Министерстве Здравоохранения. Врач не имеет права отходить от этих протоколов, а в случае, если он решается это сделать, он обязан объяснить, по каким причинам был выбран тот или иной метод терапии.

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи

Согласно ФЗ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый человек имеет право на получение своевременной качественной медицинской помощи. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года определены основные задачи Росздравнадзора: профилактика и выявление всех случаев нарушения основных требований к качестве оказания услуг медицинского характера.

По статье 14 ФЗ от 29 ноября 2010 года, заниматься контролем сроков и качества оказания услуг медицинского характера должны заниматься территориальные фонды ОМС и другие организации, занимающиеся страхованием граждан.

Случаи, подлежащие проверке

Согласно действующим законодательным актам, проверка проводится с учетом нескольких критериев:

  • своевременность оказания услуги;
  • правильная последовательность выполнения манипуляций;
  • выбор тактики лечения, которая зависит от состояния здоровья пациента, имеющихся у него заболеваний;
  • целесообразность выбора тех или иных манипуляций (как лечебных, так и диагностических);
  • результат лечения или реабилитации.

Обязательной проверке должны подлежать такие случаи:

  • летальные исходы;
  • ятрогенные заболевания, то есть болезни, вызванные неправильным медицинским вмешательством;
  • заражение пациента внутрибольничными инфекциями;
  • внеплановые операции, которые были выполнены пациентам, поступавшим на плановые вмешательства;
  • случаи осложнений, развившиеся в результате лечения, диагностики или реабилитации;
  • повторные госпитализации, которые совершались по поводу основной болезни в течение одного года;
  • в обязательном порядке должны разбираться жалоба, подававшиеся пациентами или их законными представителями;
  • случаи, в которых имело место укорочение или увеличение сроков лечения более чем на 50% от среднего срока.

Порядок экспертизы качества медицинской помощи

Экспертиза осуществляется при проведении государственного и ведомственного контроля качества оказания медицинских услуг. В первом случае экспертиза осуществляется во время проведения проверок соблюдения лечебно-профилактическим учреждением правил и стандартов оказания услуг.

Согласно алгоритмам, проводить экспертизу имеют право аттестованные эксперты при отсутствии обстоятельств, которые не давали бы привлечь специалиста к работе.

Эксперт обязан:

  • самостоятельно проводить исследование представленных фактов;
  • сформулировать необходимые выводы в виде независимого заключения и предоставить отчет о своей работе;
  • не разглашать сведения, которые были выявлены в ходе проверки.

Нюансы относительно порядка проведения экспертизы

Экспертиза медицинской помощи является одним из главных инструментов, позволяющих государству контролировать качество работы лечебно-профилактических учреждений. При этом, согласно ФЗ №323, экспертизы должна подразумевать проверку оказания как частных, так и государственных учреждений.

Что касается услуг, оказываемых по ОМС, проверка из качества оказывается согласно разработанной нормативно-правовой базе. Обычно проблем во время проверки не возникает.

Проверка платных услуг проводится сложнее: порядок действий, касающихся подобной экспертизы, еще не разработан. Конечно, это не обозначает того, что проверка невозможна, однако при проведении ее могут возникать различные юридические сложности.

Экспертиза качестве медицинской помощи, оказанной по программе ОМС

Порядок проверки строго регламентирован.

Основными документами, которые используются при проверке, являются:

  • договор о предоставлении организацией услуг медицинского характера;
  • клинические протоколы и рекомендации. В протоколах подробно описан порядок действий медиков при различных заболеваниях;
  • нормативные документы.

Образцы заявлений о необходимости проведения проверки можно найти в Интернете.

Как проводится ЭКМП по ОМС

Во время экспертизы специалисты собирают всю необходимую документацию (выписки из истории болезни, жалобы пациентов, договоры об оказании услуг и т. д.). В задачи эксперта входит всесторонний анализ предоставленной документации и подготовка выводов относительно обоснованности выбора методов лечения.

Виды ЭКМП по ОМС

Есть два вида экспертиз: целевая и плановая. Плановая проводится в течение 30 дней после получения счета на оплату услуг, которые были оказаны по ОМС.

Целевая проверка может быть назначена:

  • при обращении пациента или его законных представителей с жалобами. В качестве примера можно привести ситуации, когда лечение не принесло результата или период госпитализации превысил среднестатистические сроки;
  • лечение закончилось летальным исходом;
  • после терапии пациенту была присвоена категория инвалидности;
  • человек был вынужден повторно обратиться за медицинской помощью (спустя месяц после амбулаторного лечения или через 3 месяца после выписки из госпиталя);
  • проведение лечения заняло больший срок, чем планировалось изначально

Кто проводит ЭКМП по ОМС

Проверка проводится специалистами с профильным образованием, которые входят в список экспертов территориального значения.

ВАЖНО! Наиболее эффективным является комплексный подход, когда в проверке принимают участие несколько медиков, имеющих разные специальности.

Применение мультидисциплинарного подхода

Наиболее эффективным при проведении экспертизы медицинских услуг специалисты называют современный мультидисциплинарный подход, практикуемый с 2016 года.

Данный подход подразумевает, что к проверке привлекается несколько экспертов, имеющих разную специализацию.

Важно это потому, что только таким образом можно полноценно оценить качество оказания услуг медицинского характера на всех этапах.

Обычно такой подход специалисты предпочитают для проверки поступающих от пациентов жалоб, которые связаны с ненадлежащим качеством оказания услуг в лечебно-профилактическом учреждении.

Судебная экспертиза

Выделяют несколько видов экспертиз:

  • досудебная. Проводится на основании запроса, совершенного как частным лицом, так и организацией;
  • судебная. Может быть проведена только при наличии запроса от судебных органов;
  • дополнительная. Нужна, если требуется внести в вопрос дополнительную ясность или в рассматриваемом деле возникли новые обстоятельства;
  • повторная. Назначается при наличии сомнений в точности предыдущих заключений или при возникновении разногласий между несколькими экспертами;
  • комиссионная. Во время такой проверки должны быть задействованы несколько специалистов, которые обладают знаниями в одной и тоже же области;
  • комплексная. Проводится специалистами, которые работают в разных сферах.

Судебная экспертиза назначается в следующих случаях:

  • для оценки правильности назначения тех или иных диагностических мероприятий;
  • для оценки правильности и обоснованности поставленного диагноза;
  • для выявления этиологии развития заболевания;
  • для выявления факта врачебной ошибки;
  • для оценки обоснованности выбора лекарственных препаратов, использованных во время лечения пациента;
  • с целью выяснения необходимости проведения оперативного вмешательства;
  • для оценки правильности ведения беременной женщины;
  • для анализа степени необходимости для пациента реабилитационных мероприятий;
  • для выяснения, имеется ли причинно-следственная связь между действиями медиков и неблагоприятным исходом заболевания (смертью пациента, его инвалидизацией, ухудшением состояния и другими проблемами).

ВАЖНО! Экспертиза качества оказания медицинской помощи на основе жалоб пациента проводится только в том случае, если гражданин предоставил все необходимые документы, доказывающие, что он действительно обращался за услугами в ЛПУ. Это могут быть выписки из истории болезни, медицинская карта, подписанные врачом рецепты и т. д.

Экспертиза качества медицинской помощи — один из главных инструментов контроля деятельности лечебно-профилактических организаций.

Проверка может проводиться как в плановом порядке, так и после обращения пациентов, которые оказались недовольны результатами лечения.

Следует помнить, что исход заболевания не всегда зависит от правильности действий врача: даже лучший специалист не всегда может учесть все факторы, которые влияют на течение патологического процесса.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://medpravo.su/ekspertiza-kachestva-meditsinskoy-pomoschi/

Качество и безопасность

Оценка качества медицинской помощи приказы. Оценка качества медицинской помощи. Экспертиза качества: новое

17 Февраля 2020

Государственная система обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, включая порядок контроля и надзора, прописана в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 87, 88, 89). Выделяют три уровня контроля:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. внутренний.

В рамках государственного и ведомственного контроля федеральные законы и приказы Минздрава определили характеристики качества и безопасности медицинской деятельности, критерии оценки качества, виды и участников экспертиз качества, систему ответственности за нарушения.

Порядок проведения внутреннего контроля определил приказ Минздрава от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее — Приказ № 381н).

«Фактически новый приказ — это система менеджмента качества, которая позволяет улучшать процессы в медицинских организациях», — охарактеризовал приказ руководитель Росздравнадзора М. А. Мурашко на VII съезде Национальной медицинской палаты.

Будучи еще проектом, Приказ № 381н вызвал активное обсуждение. Специалисты обсуждали, станет ли новый документ помощником для медицинских организаций или создаст дополнительные проблемы, как исполнить требования нового документа.

Приказ № 381н — не дополнительный контроль и экспертиза надзорных органов, а возможность сформировать эффективную систему управления, обеспечивающую качество и безопасность всех обязательных мероприятий (процессов) в организации.

С выходом приказа роль практических рекомендаций Росздравнадзора стала еще более очевидна: необходимо на уровне государства формировать стандарты на системы менеджмента медицинских организаций, затем программы обучения руководителей и специалистов современным, в том числе хорошо зарекомендовавшим себя зарубежным, управленческим подходам и методикам.

Со стороны государства потребуется мотивационная поддержка организаций, внедряющих современные формы менеджмента, гарантированно обеспечивающих высокий уровень качества и безопасности медицинской помощи и медицинских услуг. Эти гарантии для пациента должна подтверждать объективная и независимая система добровольной сертификации, проводимая ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.

Плановые и целевые внутренние проверки согласно приказу предусматривают оценку группы универсальных показателей, используемых в медицинской организации любого профиля, таких как:

  • обеспечение оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций;
  • обеспечение получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя;
  • обеспечение соблюдения врачебной тайны;
  • осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов;
  • осуществление мероприятий по безопасному применению медицинских изделий соблюдение внутреннего распорядка медицинской организации.

В то же время приказом установлены показатели, не используемые в стоматологических организациях, например:

  • организация безопасной деятельности клинико-диагностической лаборатории (отделения), наличие системы идентификации образцов и прослеживаемости результатов;
  • осуществление мероприятий по обращению донорской крови и (или) ее компонентов;
  • организация проведения вакцинации населения.

Практические рекомендации по внутреннему контролю для стоматологов

Работа стоматологической организации специфична по многим параметрам: преемственность, маршрутизация, работа регистратуры, роль медсестры на врачебном приеме, функциональные взаимоотношения врачей-стоматологов разных специальностей.

Росздравнадзор решил разработать Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности в организациях, оказывающих стоматологическую помощь. Для этих целей он привлек рабочую группу Ассоциации частных стоматологических клиник, имеющую опыт разработки управленческих проектов.

В практических рекомендациях учли требования и рекомендации международных систем стандартизации (ИСО-9001, IWA), аккредитации (JCI), систем добровольной сертификации (ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора), предложения ведущих профессиональных сообществ (Стоматологической ассоциации России, Ассоциации частных стоматологических клиник, Ассоциации медицинских сестер в стоматологии), медицинских организаций (ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2», ГАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Республики Бурятия, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии).

В основе практических рекомендаций — Стандарт на систему менеджмента качества стоматологической организации, разработанный в 2014 году для Стоматологической ассоциации России.

Система управления качеством и безопасностью в практических рекомендациях — это адаптированная для медицинских организаций модель системы менеджмента качества и общего менеджмента.

Внедрение системы позволит:

  • определить оптимальную организационную структуру, в наибольшей степени приспособленную к решению стратегических задач и реализации всех функциональных направлений деятельности;
  • снизить производственные издержки за счет контролируемого регулирования затрат (приобретение расходных материалов, целевое обучение сотрудников, рациональное штатное расписание, ответственность владельцев медико-технологических процессов за экономическую составляющую);
  • использовать количественные показатели качества: качество работы сотрудника, подразделений, организации в целом станет измеряемым и управляемым;
  • повысить качество и безопасность оказываемых медицинских услуг: появится возможность предотвращать ошибки и нарушения при выполнении медико-технологических процессов за счет прозрачности, воспроизводимости и контролируемой повторяемости процессов;
  • формировать и использовать принципы доказательности при выборе наиболее экономичных и эффективных управленческих и клинических решений: проводится сбор, хранение, обработка и оценка результатов лечения и организационных показателей деятельности;
  • четко и полноценно определять должностные обязанности сотрудников в процессах деятельности предприятия, распределять их ответственность и полномочия, решать проблемы «незаменимых» работников;
  • подтверждать для пациентов и других заинтересованных сторон способность организации оказывать медицинскую помощь стабильно качественно, в долгосрочной перспективе.

Основные принципы рекомендуемой модели системы управления качеством и безопасностью:

  • ориентация на пациента;
  • обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности;
  • риск-ориентированный подход;
  • процессный подход к управлению;
  • принятие решений, базирующихся на установленных требованиях и достоверных количественных показателях.

Система управления качеством: схема и основные разделы

Структура системы управления качеством и безопасностью представлена на схеме. Начальные буквы в центре означают:

  • «В» — выбор, который делает руководитель, принимая ответственное решение по внедрению новой системы управления качеством в своей организации;
  • «П» — планирование деятельности;
  • «Р» — работа медицинской организации в условиях внедренной системы качества и безопасности;
  • «О» — оценка деятельности организации, эффективности системы;
  • «К» — корректировка медико-технологических процессов, рисков, системы управления качеством и безопасностью.

Структура системы управления качеством и безопасностью: схема «ВПРОК»


По начальным буквам схему назвали «ВПРОК». Схема перечисляет рекомендованные действия медицинской организации в определенной последовательности (от буквы «П» к «К»).

Внедрять систему управления качеством и безопасностью нужно поэтапно по базовым разделам. Рассмотрим их подробнее.

1. Планирование деятельности медицинской организации

1.1. Анализ внешней и внутренней среды.

Любая организация, в том числе и медицинская, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Среда предопределяет успешность развития организации, накладывает ограничения как на отдельные процессы, так и на стратегические цели в целом. Каждое действие организации целесообразно в случае, если среда это допускает.

1.2. Определение стратегических целей организации.

Стратегические цели — результаты, которых стремится достичь организация в перспективе, это основа и отправная точка для планирования и принятия решений. Стратегические цели определяют систему мотивации сотрудников и являются основным критерием для оценки результатов деятельности организации. На стратегические цели ориентирована вся система управления организацией.

1.3. Определение, анализ рисков.

Планирование деятельности при разработке системы управления качеством предполагает внедрение системы управления рисками, один из компонентов которой — своевременное выявление потенциального нежелательного события или опасной ситуации.

Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в организациях, где риск нарушений меньше.

1.4. Анализ инфраструктуры (обеспечение ресурсами).

Международные стандарты по системе управления качеством включают ряд требований к инфраструктуре.

1.5. Анализ производственной среды (с учетом требований безопасности).

Цель управления производственной средой — сохранение жизни и здоровья сотрудников, создание безопасных и благоприятных условий труда, охрана окружающей среды.

2. Медицинская деятельность и оказание медицинской помощи

2.1. Определение функциональных направлений деятельности.

В различных организациях перечень направлений разный, в зависимости от поставленных целей и задач.

2.2. Обеспечение качества и безопасности функциональных направлений деятельности.

В организации определяют перечень процессов, которые необходимы для качественного и результативного выполнения каждого функционального направления.

Обеспечение качества возможно при выполнении требований всех процессов и на всех этапах оказания стоматологической услуги.

Процессный подход позволяет сотрудникам, участвующим в выполнении процесса, иметь четкие ответы на вопросы: «кто делает», «что делает» и «как делает».

Именно таким образом выстраивается работа по 11 обязательным для внутреннего контроля направлениям, которые отражены в требованиях Приказа № 381н и практических рекомендациях по стоматологии.

2.3. Мотивация персонала.

В организации должна быть разработана понятная и прозрачная система оплаты труда сотрудников, учитывающая в обязательном порядке качественные показатели.

3. Оценка качества медицинской помощи и медицинской деятельности

3.1. Формирование системы сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей — важнейший элемент стратегического управления организацией на основе измерения и оценки. Система включает оптимально подобранные показатели, отражающие все аспекты деятельности медицинской организации: финансовые, медицинские, маркетинговые, управленческие и т. д.

Для формирования системы сбалансированных показателей рекомендуется использовать следующие данные:

  • оценку выполнения функциональных направлений деятельности и медико-технологических процессов, включая данные внутреннего аудита качества и безопасности (оценочные листы по внутреннему контролю, отчеты Комиссии (Службы) или уполномоченного по качеству), результаты работы врачебной комиссии, целевые показатели качества и безопасности, с учетом утвержденных критериев оценки качества: ведение медицинской и учетно-отчетной документации, выполнение порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи;
  • внешнюю оценку (оценочные листы Росздравнадзора, акты экспертиз Роспотребнадзора, экспертиз качества страховых компаний, результаты проверок налоговой службы, МЧС);
  • удовлетворенность пациентов (обращения, жалобы, оценка качества выполнения медико-технологических процессов).

Пациент участвует в управлении качеством, оценивая процессы с объективными и ясными для него контрольными точками измерения.

4. Корректировка, мероприятия по устранению и предупреждению нарушений

4.1. Мониторинг оценочных показателей, работа с несоответствиями.

4.2. Анализ функционирования системы управления качеством и безопасностью.

4.3. Корректировка рисков, внесение улучшений в медико-технологические процессы, СОПы, алгоритмы.

Источник: https://elestom.ru/handbook/science/urovni-kontrolya-kachestva-i-bezopasnosti-novyy-prikaz/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: