“””Облако в штанах””: анализ поэмы”

Содержание
  1. Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
  2. Маяковский: Облако в штанах
  3. История создания
  4. Жанр и композиция
  5. Главные герои
  6. Смысл произведения и названия
  7. Послушать Облако в штанах
  8. «Облако в штанах» (В. Маяковский)
  9. Действующие лица
  10. Вступление
  11. Долой вашу любовь!
  12. Долой ваш строй!
  13. Долой ваше искусство!
  14. Долой вашу религию!
  15. Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
  16. Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах
  17. Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
  18. Анализ поэмы “Облако в штанах”
  19. Краткий смысл
  20. Название и жанр
  21. Образ героя
  22. Характеристика остальных персонажей
  23. Религиозные ценности
  24. Основная тема поэмы
  25. Оригинальность и своеобразие
  26. Композиция и размер
  27. «Облако в штанах» анализ поэмы Маяковского по плану кратко по главам, история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
  28. Краткий анализ
  29. Тема
  30. Композиция
  31. Жанр
  32. Средства выразительности

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

"""Облако в штанах"": анализ поэмы"

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы.

Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем.

Его и проанализируем.

Маяковский: Облако в штанах

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью.

Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года.

Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.

История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась.

И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова.

Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.

Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь.

К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе.

В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности.

Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому.

Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной.

Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей.

Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье.

Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое.

И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу.

Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя.

Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.

Послушать Облако в штанах

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax.html

«Облако в штанах» (В. Маяковский)

"""Облако в штанах"": анализ поэмы"

Цитата: «Крик последний, — / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!».

Действующие лица

  • Я (Владимир Маяковский).
  • Мария — любимая Маяковского.
  • Давид Бурлюк — поэт.
  • Игорь Северянин — «серенький» поэт (то есть поэт, чья эстетика Маяковскому не близка).
  • Бисмарк, Галифе, Ротшильд, Мамай и прочие эпизодические образы.
  • Бог.

Вступление

Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».

Долой вашу любовь!

Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию.

Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут.

Он не может не кричать во весь голос.

Долой ваш строй!

Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет.

Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой.

Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы.

А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.

Долой ваше искусство!

Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист).

В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине).

Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?

В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).

Долой вашу религию!

В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать… Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет.

И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь.

Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.

Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».

Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».

Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?

Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой).

Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма).

Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquooblako_v_shtanahraquo_v_mayakovskij.html

Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах

"""Облако в штанах"": анализ поэмы"

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Рассмотрим одно из нашумевших произведений В. В. Маяковского 1915 года «Облако в штанах». Анализ этой поэмы выявляет протест против искусства, строя, идеологии и морали буржуазного общества. С переживаний из-за Марии Александровны Денисовой начинается его укоризна чуждому для него обществу, в котором нет истинной любви.

Поэт обличает всю лживость сложившегося в стране строя и, агрессивно иронизируя, заявляет: «Маяковский — «облако в штанах». Анализ каждой из частей ознаменует конкретная фраза поэта.

«Долой вашу любовь»

Тема предательства в полной мере раскрыта в поэме «Облако в штанах». Анализ произведения помогает понять, как это предательство распространяется от ситуации с Марией ко всем остальным аспектам жизни: он видит жизнь иной, она открывает ему свой гнилой оскал, и он не хочет жить в таком мире, где каждый угождает другому ради антуража.

Весьма приметно то, что Маяковский в своих стихах всегда разнообразен и щедр на различные новые производные слова, которые он создает из простых и привычных каждому выражений.

Образность и двусмысленность слов помогают создать в воображении колоритную картину, оживленную сознанием читателя.

Так, например, в триптихе употребляется слово подобного строения: изъиздеваюсь — это слово выражает агрессию относительно самого читателя: представителя буржуазного стоя.

«Долой ваше искусство»

Во второй части Маяковский низвергает идолов искусства, которые пользовались популярностью в период его работы над поэмой «Облако в штанах».

Анализ идеи этой части открывает читателю, что подлинное искусство рождается с болью, что каждый человек способен стать главным творцом в своей жизни. Автор придумывает интересные сложные прилагательные: «крикогубый» и «златоустейший».

Слово «новородит» у Маяковского также состоит из двух простых слов «ново» и «родит», оно приближено в своем значении к глаголу «обновит» и означает действие.

«Долой ваш строй»

Изучение произведения «Облако в штанах», анализ его дает читателю ясное представление о негативном отношении Маяковского к политическому устройству, сложившемуся во времена расцвета его поэтической деятельности.

В третьей части стали уместны следующие слова: «исслезенные», «вылюбил», «изругивался». Придуманное им слово «вещины» характеризует принадлежность к вещам.

Вместо слова «поломаем» Маяковский употребляет «проломаем», потому что оно имеет акцент на более подходящее по смыслу действие, означающее не только «поломать», но и «проломить дыру в чем — либо».

В четвертой части произведения почти нет сложных авторских слов. Поэту хотелось донести конкретный смысл до читателя: он призывает к любви Марию и, отвергнутый, гневит Бога, желая его раскроить.

Для Маяковского религия лжива: Бог не спасает, а лишь дразнит людей своей праздностью и ленью.

Здесь автору стала важнее не идея революции, к которой он призывает в предыдущих частях поэмы, а его боль, его страсть и переживания, выраженные конкретно и динамично, словно вскрик после удара.

На все эти выводы относительно поэмы указывает смысловой и лексический анализ. «Облако в штанах» — это поистине ценное для истории произведение, которое ярко и доходчиво выражает революционное настроение того времени.

Анализ поэмы “Облако в штанах”

Первоначальное название поэмы – “Тринадцатый апостол” – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает.

Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость.

Тогда я сказал: “Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах”» 1 .

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «”Облако в штанах”. считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви.

Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение.

Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца».

Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария 2. / Восемь. / Девять. / Десять.

Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане 3. // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”».

Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному.

» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”.

Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной.

«Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика».

Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение.

Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя».

«Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал. и что господу богу от Маяковского здорово влетело» 4 .

Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского “Облако в штанах” (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть».

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит.

В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет.

Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма “Облако в штанах”), спрашивает нас:

читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел» 5. В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И. Чуковский написал статью о поэзии А.

Ахматовой и В. Маяковского – «тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И.

Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои.

Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равно» 6 .

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskogo/oblako-v-shtanah

Краткий смысл

«Облако в штанах» вначале описывает, как мучительно ждет герой свою возлюбленную, он настолько мечтает об этом свидании, что даже «у нервов начинают подкашиваться ноги».

Его не слушаются мысли, он не может совладать с собой, ему кажется, что даже капельки дождя корчат ему гримасы, как бы издеваясь.

В нем бушует множество чувств, время проходит настолько долго, что он его уже не ощущает, ему просто хочется закричать. Цитата:

Упала полночь, как с плашки голова казненного.

Встреча с любимой начинает опустошать сердце героя, так как ему известно, что Мария собирается стать супругой другого человека. В один миг женщина потушила огромный пожар эмоций в его сердце. По внешнему виду создается впечатление, что влюбленный мужчина ничего не чувствует, но все же его сердце размягчилось, и в душе появилась огромная дыра. Это состояние поэт назвал «пульсом покойника».

Герой не хочет выбрасывать из мыслей Марию, в своем рассказе он говорит девушке, что боится забыть, как ее зовут. Этот резкий поворот событий полностью разрушает его мнение о настоящей любви, и он решает войти в политику.

Затем поэт кратко и очень хорошо высмеивает бездарную ведомую толпу, государственный режим и исторических персонажей. Герой уверен, что все эти жалкие и мелкие людишки не умеют действительно любить, они путают красивую любовь с похотью и грязью. Он пытается утвердиться и забыться в гневе обличения, но все-таки наступает на больное.

Лирический герой начинает разочаровываться в Боге, Господь для него — это бессильное существо. Даже Творец не сможет его понять, увидеть, как его начинают настигать одиночество, разочарование и отчаяние, как обливается кровью его сердце.

Я считал, ты всесильный божище, а ты недоучка, мелкий божок.

Однако мысли о Марии все равно отравляют его сознание, он выучил этот урок, но кричит о любви, хоть уже осознает, что зря, поскольку одновременно с чувствами рухнули все сдерживающие его основные понятия о мировоззрении. Герой мечтает о революции во всех проявлениях его жизни и готов себя посвятить перестройке существующего мира.

Название и жанр

Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.

Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб.

Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии.

Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.

Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. мысль прослеживается в нескольких криках героя:

  1. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
  2. Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
  3. В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.

Образ героя

Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.

В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.

В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.

Характеристика остальных персонажей

В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.

Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.

Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.

Религиозные ценности

Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест.

В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога.

К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.

К примеру, автор упоминает библейское имя Мария, однако указывает не на подвиг любимой и матери Иисуса, не о печали или верности, а полностью переворачивает устоявшиеся ассоциации у людей. Так, Мария становится продажной девкой, готовой продать любимого за роскошь французской одежды. Это суть порочной и роковой девушки в жизни, а в исправление Магдалины в произведении Маяковский не верит.

Основная тема поэмы

Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:

  1. В третьей главе начинает подниматься тема несогласия с политическим строем, персонаж просто кричит «долой ваше устройство!». Герой остро чувствует, как большое количество серых и похожих людей собственноручно порождают насилие и войны, но наш рассказчик противопоставлен такому миру, в его подсознании происходит борьба со всем, что находится в его окружении.
  2. Кризис религии в конце XIX столетия также занимает определенное место в лирике поэта. Он с иронией пытается принизить образ Господа, приводит его наигранную власть до полнейшего абсурда. Рассказчик теперь уверовал лишь в собственные силы, но смириться с этим не хочет.
  3. Маяковский начинает поднимать тему искусства, которое заявляет о собственной эстетической позиции: герой пытается стать уличным голосом, а не их элитой с собственными соловьями и розами. В «современном» веке существуют более важные проблемы.

Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.

Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.

Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.

Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.

Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.

тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.

Оригинальность и своеобразие

Поэт призывает обездоленных и бедных настойчиво требовать и добиваться человеческого счастья прямо тут и прямо сейчас. Также автор готов поддерживать и восхвалять протест, пытаясь отречься от классических поэтов буржуазии.

Он отвергает старый режим, который не может дать возможности людям жить свободно и достойно. Писатель хочет выступить против буржуазии и бюрократии, он чувствует революцию и способен принести ее в народные массы. Переживания и ощущения героя можно сопоставить с волнениями людей. Все чувства он смог отобразить в едином образе.

Искусство, любовь, религия и политический режим обязаны быть разными.

Автор не пытается понять, что происходит сегодня (в то время), он убежден, что пролетарии унижаются и деградируют перед жизнью из-за неверного толкования искусства, несправедливого государственного строя и лживой религии.

Но создатель поэмы не теряет веру в светлое будущее, он убежден в перевороте во всех сферах человеческой жизни. Он верит, что если разрушить старое и убогое, получится создать совершенное и яркое.

Композиция и размер

Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.

https://www.youtube.com/watch?v=Op_WC-Um8Ls

Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.

Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:

  1. В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
  2. Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.

Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.

Еще материалы по творчеству В. Маяковского:

Источник: https://nauka.club/literatura/oblako-v-shtanakh-analiz.html

«Облако в штанах» анализ поэмы Маяковского по плану кратко по главам, история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

"""Облако в штанах"": анализ поэмы"

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.

Оксюморон – “пульс покойника“.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.

Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен.

Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
  • метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
  • оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38894-oblako-v-shtanah-analiz-poemy-maiakovskogo-po-plany-kratko-po-glavam-istoriia-sozdaniia.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: