О паломничестве

Содержание
  1. Советы паломникам
  2. Как подготовиться:
  3. ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ
  4. ВНУТРИ ХРАМА
  5. ВНЕШНИЙ ВИД
  6. ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ
  7. ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ
  8. Что взять с собой:
  9. «Поболтать в дороге – не грех…»
  10. «Мясо – в сумку, сигареты – в карман…»
  11. «Не уверен, что смогу…»
  12. «Хочу все сразу…»
  13. «О вреде стахановщины»
  14. Доброе напутствие
  15. Паломники – это Православное паломничество
  16. Паломники — это…?
  17. Православный паломник
  18. Паломничество сегодня
  19. Заключение
  20. Православное паломничество по святым местам: истоки, места
  21. Православное паломничество
  22. Немного истории
  23. Паломничество на Руси
  24. Паломничество в наше время
  25. Святые места в России
  26. Паломничество в православии: история и особенности, ошибки
  27. Кто такие паломники и когда они появились в православии
  28. Христианские паломники
  29. Особенности русского православного паломничества
  30. Цели паломничеств
  31. Современное паломничество
  32. Памятка современному паломнику
  33. Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве
  34. Тысячелетняя традиция православия
  35. Восхождение и продвижение
  36. Красота наших монастырей
  37. Все паломники разные
  38. Рука помощи монастырям
  39. Все паломники в «одной лодке»
  40. О пользе для души

Советы паломникам

О паломничестве

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое.

Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами.

Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

  • посоветоваться с духовным наставником;
  • взять на себя обеты, поститься;
  • иметь нательный крест;
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто – “батюшка”. Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, “отец Олег”. Фамилии в церкви не употребляются.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить “Владыко”. Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

К монаху имеющему постриг, обращаются “отец”, к послушнику – “брат”, к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка “схи” – например, “отец схиархимандрит”.

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К наместнику обращаются “отец наместник” или с употреблением его имени – “отец Павел”. К благочинному: с указанием должности (“отец благочинный”), с добавлением имени.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней “мать игуменья”. В обращение к монахиням говорят “мать Серафима”, к послушницам “сестра”.

Что взять с собой:

  • благочестивую одежду;
  • удобную обувь на низком каблуке;
  • предметы личной гигиены, аптечку;
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
  • предметы личной гигиены;
  • паспорт и полис медицинского страхования;
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
  • на паломнике должен быть нательный крест.

«Поболтать в дороге – не грех…»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

«Мясо – в сумку, сигареты – в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще “с головой”». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу…»

суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

– Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

– Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты;
  • сдержите осуждение ближнего;
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

Паломничество – это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни. Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

Ангела вам в дорогу!

Источник: http://palomnikpenza.ru/sovety-palomnikam.html

Паломники – это Православное паломничество

О паломничестве

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами.

Изучая тему: «Паломники — это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» — palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме).

Паломничество — это путешествие к Святой Земле и другим святым местам, связанным с христианской верой.

Паломники — это…?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его Матери Пресвятой Богородицы и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды реки Иордан и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь.

К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни.

Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами.

До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет.

Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники — это и высшая знать, и воины, искавшие посвящения в рыцари, которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники — это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или афонский монастырь паломником.

Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины.

Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в Италии Бари, где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего духовного наставника отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники — это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.

Вам понравилась статья:

0 0

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43034-palomniki-jeto.html

Православное паломничество по святым местам: истоки, места

О паломничестве

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» – ветвь.

Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим.

Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до Пришествия Христа. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже – к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество к Храму на праздники.

Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по закону Моисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершить искупительную жертву за грех.

Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошли в Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершал паломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

Паломничество на Руси

Паломничество на Руси было в древности делом очень опасным и потому, особо почитаемым. Дело в том, что верующие шли пешком на Святую Землю. Путь был нелегкий и опасный для жизни. Иногда провизия заканчивалась слишком рано. Многие погибали в пути от голода и холода, иногда от переутомления. Иногда они становились жертвой разбойников, злых людей.

Верующие иногда давали обет – совершить паломничество на Святую Землю при исполнении просимого у Бога. Занятие это считалось «святым», паломников, или иначе «странников», уважали, принимали в каждый дом. Считалось особым делом принять и накормить странников. Паломники собирались в группы (дюжины) и вместе путешествовали. Так было безопаснее.

Иногда иноземные церковные власти неодобрительно относились к паломникам, принимали меры на сдерживание паломничества. Но русские странники одержали победу на этот счет.

Во времена правления Екатерины Второй паломничество на Святую Землю было приостановлено из-за войн с Турцией. Но уже в девятнадцатом веке оно снова стало свободно распространяться.

Было создано даже Православное Палестинское Общество.

Паломничество в наше время

В наши дни паломничество не потеряло своей значимости. И хотя путь стал намного легче благодаря развитию транспорта, цель его осталась той же. Некоторые храмы устраивают паломнические поездки верующих на собственном транспорте, собирают группы паломников. Это происходит регулярно. По дороге верующие читают акафисты, поют тропари святым, молятся.

В настоящее время совершаются паломничества по святым местам России и за рубежом.

Излюбленным местом, помимо Святой Земли, являются:

  • итальянский город Бари, где покоятся мироточивые мощи святителя Николая;
  • остров Корфу, где лежат нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского и др.

Там верующие молятся, набирают и увозят с собой по благословению святое миро от мощей. Некоторые получают там исцеление от болезней.

Также мужское население России стремится, конечно, побывать на Святой Горе Афон, где побывала Сама Матерь Божия. Своими глазами верующие видят чудотворные иконы Божией Матери («Отрада и Утешение», например), прикладываются к мощам святого целителя Пантелеимона в русском монастыре, названном в его честь.

Кроме того, многие пытаются увидеть своими глазами Туринскую Плащаницу, которая хранится в Соборе Рима.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Источник: https://pravlife.ru/palomnichestvo/

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

О паломничестве

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • святые мощи;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.

Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/palomnichestvo-v-pravoslavii.html

Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве

О паломничестве

Каждый христианин в своей жизни хотя бы раз совершал паломничество к какой-либо святыне, путешествовал по святым местам, участвовал в паломнических поездках.

И это необязательно заграничные туры в Грецию, Россию, Грузию, балканские страны, Афон или Израиль. Немаловажную роль для православных играет малое, или внутреннее паломничество, которое заключается в посещении местных отечественных святынь.

Объектами паломничества, как правило, являются монастыри, но это могут быть и старинные храмы, скиты, источники – все те места, где существует церковная жизнь, сохраняются древние традиции, что является частью всей нашей Церкви. Поэтому даже поездка в монастырь своей или соседней области – настоящее паломничество и проявление веры.

Это путешествие во времени и одновременно касание вечности, путь переосмысления многих вещей в своей жизни и движение к Богу.

Тысячелетняя традиция православия

Украина богата такими местами, куда может приехать православный христианин и в какой-то мере удовлетворить свои духовные потребности, утолить духовную жажду, выражаясь языком церковным. Три Лавры, сотни монастырей и тысячи разнообразных храмов по всей стране.

О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли, и теперь вновь возникла необходимость восстановить «связь времен», увидеть и осознать, наследниками какой богатой традиции мы являемся.

Вот почему сегодня такое значение приобретают паломнические поездки по святыням нашей страны.

Посещение любого монастыря оказывает благотворное влияние на душу, на ход мыслей человека. И не только потому, что очутившись вдали от городской суеты попадаешь в маленький рай и оазис, в котором все ухожено, упорядочено и красиво.

Здесь время идет по-другому, и, попадая за стены обители, можно проникнуть в другое измерение, где выходят на первый план совсем другие вещи, чем в обычной жизни. В святых местах как будто расходятся облака и благодаря какому-то невидимому свету проясняется сознание, человек больше задумывается о Боге, вечности, о своей жизни.

Намоленное место, как часто говорят, совсем не образное выражение, а буквальное, и это можно прочувствовать только во время того, как стопы паломника дойдут или доедут до святых мест.

Восхождение и продвижение

Паломничество – неотъемлемая часть духовной жизни христианина, да и религиозного человека вообще. Многие знают, что нынешнее слово паломник произошло от старого слова пальмовник, что в свою очередь стало производным от латинского palma – «пальма».

На протяжении многих веков христианства самым важным паломничеством являлось паломничество в Святую землю, а пальмовая ветвь всегда была символом встречи Христа, согласно евангельскому повествованию, встречи Господа жителями Иерусалима.

В древнем Израиле также осуществлялись массовые паломничества евреев в Иерусалимский храм по случаю больших праздников. Самым длинным паломничеством, хотя и вынужденным, можно назвать сорокалетнее путешествие Моисея в пустыне на пути к Земле обетованной.

Паломничество у евреев на иврите עֲלִיָּה, – алия, буквально «восхождение, продвижение, повышение». Очень интересное значение, в котором соединяются и движение, и возвышение, подъем, как в физическом смысле, так и в духовном. Отправляясь в странствия по святым местам, паломники совершают алию ле-рэгель, рэгель на иврите – «нога».

Человек своими ногами должен дойти до святыни, и этот путь в виде духовной работы, порой усталости, помогает верующему человеку доходить до истины. Физическое движение и усталость только отображение внутреннего процесса паломника.

Исследователи истории древнерусской литературы выделяют такое слово, как хожение, или хождение – традицию путешествий в страны православного Востока и фиксацией таковых в виде путевых записок, отчетов и воспоминаний. В Западной Европе паломников и странников называли пилигримами. Для всех паломников разных времен и народов смысл путешествия был не в достижении конкретного пункта, а в самом пути, который воспринимался подарком, ниспосланным от Господа.

В какой бы степени мы ни углубились в духовную, религиозную жизнь, на которой бы из ее ступеней ни находились – или в самом начале, или уже живя в интенсивном молитвенном ритме – согласитесь, что этот процесс – всегда движение. Движение по направлению к Богу.

Паломничество, путешествие к святыне, является физическим воплощением этого духовного пути и движения.

Оставляя всё привычное и понятное нам, ежедневное и обыденное, паломник начинает движение с одной особой целью – чтобы поклониться Богу на особенном месте Его явления, которое называют святым местом.

Красота наших монастырей

Паломничество – христианское название религиозного путешествия, и если мы говорим о паломничестве внутреннем, то соответственно малое путешествие на протяжении одного или нескольких дней.

Но малое оно всего лишь в сравнении с большим путешествием по времени и расстоянию, но по сути любое паломничество является большим делом и знаменательной частью жизни отдельного человека.

Если кто бывал в Святогорской Лавре и Почаеве, в скальных монастырях Крыма и Буковины, уникальных соборах Одессы и древних храмах Чернигова, тот никогда этого не забудет, такое паломничество останется в его памяти на всю жизнь.

Но кроме известных и излюбленных мест паломнических маршрутов сколько существует старинных и новых монастырей, храмов на Полтавщине и Сумщине, на Черкасчине и Киевщине! Даже бывалый паломник, который годами посещает те или иные святыни, не перестает удивляться разнообразию и уникальности православных монастырей и храмов, в изобилии расположенных по всей территории Украины. Многое силами монашествующих восстанавливается и там, где еще вчера было поле или руины, стоят красавцы соборы. Блеск куполов с крестами виден издалека, и звон колоколен раздается на многие километры вокруг. Все это заставляет трепетать душу любого паломника.

Все паломники разные

В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать.

Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение.

Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.

В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать.

Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях.

А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая.

При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.

Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.

Рука помощи монастырям

Посещая монастыри и храмы различных регионов, человек обогащается опытом, к нему приходит понимание того, чем дышит Церковь. У думающих людей раздвигается горизонт и складывается полная картина жизни своих единоверцев. Более того, появляется возможность участвовать в жизни любой обители не только молитвенно, но и помогать в виде малых частных пожертвований.

Особенно нуждаются в этом отдаленные и «нераскрученные» монастыри, находящиеся вдали от трасс, городов и непопадающие в популярные маршруты. А ведь зачастую они и являются самыми интересными и впечатляют паломника своей простотой и открытостью.

Каждая гривна, на которую куплены свечи, иконы, книги, памятные сувениры, пожертвования за молитвы, идет на благо созидания конкретного места. И результатом этого являются реставрация и строительство храмов, больших и малых, келий, часовен, колоколен, за эти пожертвования существует братия, и на финансы рассчитывают, чтобы кормить бедных.

Паломнические группы похожи на живой ручеек, который не дает засохнуть. И дело тут не в деньгах, а в поддержке и общении, в единстве монашествующих и мирян. И кто кому больше нужен, только Бог знает.

Все паломники в «одной лодке»

Паломничество может быть индивидуальным и семейным, но чаще всего бывает групповым. Как правило, в него отправляются люди подготовленные, воцерковленные, и лучше всего, когда это происходит с участием прихода под руководством священника.

Он может послужить небольшой молебен, принять исповедь, ответить на вопросы. К группе с наличием священнослужителя в монастырях чаще идут навстречу, и паломникам могут позволить чуть более, чем обычным посетителям.

Есть фирмы, которые занимаются паломническими поездками, и здесь большей частью многое зависит от организатора таких поездок, его опыта и духовной составляющей.

Во время паломнической поездки группа людей становится одной семьей, и чем дольше длится паломничество, тем больше люди становятся ближе друг другу. Цель паломнических поездок не в новых дружественных контактах, хотя это прекрасная вещь для многих горожан, страдающих одиночеством, а в общении.

Люди поддерживают друг друга в трудностях, обогащают друг друга взаимным общением, ведь паломничество – это особое духовное действие, когда человек прилагает определенные усилия, достигает духовных высот, каждый в свою меру и по силе своей веры.

Конечно, современные паломники обычно путешествуют с относительным комфортом, никто не глотает пыль на дороге и не стаптывает несколько сапог по пути, но любое путешествие подразумевает затрату физических и моральных сил. От паломников требуются определенные усилия и дисциплина, когда личное жертвуется во благо общественной пользы.

Человек в поездке терпит бытовые неудобства и при этом начинает глубже относиться к жизни, испытывает благодарность за самые простые вещи. Ведь даже простая монастырская трапеза после дневных трудов воспринимается иначе, чем в повседневной жизни, а вода из монастырского колодца кажется настоящей живой водой.

И это не самовнушение, а понимание того, что пищу нам подает Бог и съесть кусок хлеба можно с благодарностью к Нему. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Одна из важных причин, препятствующая паломничеству, – финансовый вопрос. Ни для кого не секрет, что даже поездки по стране требуют определенных затрат, а если это регулярные посещения святынь, то для них понадобится уже значительная доля личного или семейного бюджета.

И в период экономического кризиса выбор в пользу паломничества вместо какого-то приобретения можно также назвать жертвой. Для паломничества важны решительность, надежда на помощь Божию, но если средств на сегодняшний день не хватает, то нужно со смирением принять сей факт и верить в то, что подарки судьбы непременно будут.

Главное – не унывать и не завидовать другим, и Бог поможет при условии собственного трудолюбия.

О пользе для души

Все такие невеликие труды вознаграждаются великим утешением – миром и радостью, чудом исполнившихся заветных желаний, разрешением казавшихся неразрешимыми вопросов, новым пониманием простых истин. Это плоды паломничества.

Из паломнической поездки по святым местам человек возвращается преображенным, обновленным, преисполненным надежд и духовно окрепшим. Пусть немного, но другим.

В паломничестве каждый обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех паломничества становятся важным благотворным фактором в их жизни.

Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские Таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни.

И каждое новое паломничество становится новой ступенью к новым открытиям и преобразованию внутри себя.

Андрей Герман

Фото автора
 

Источник: https://pravlife.org/ru/content/svyatymi-dorogami-nashey-zemli-o-vnutrennem-palomnichestve

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: