Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Содержание
  1. Списание долгов по ЖКХ в 2020 году
  2. Легализация списания долгов по ЖКХ: последние новости из Государственной Думы
  3. Указ Президента РФ о вступлении в силу закона, запрещающего списывать задолженность по ЖКХ с социальных выплат
  4. Законные способы списания долгов по ЖКХ в 2020 году
  5. Процедура списания задолженности при банкротстве физических лиц
  6. Списание задолженности за услуги ЖКХ по сроку давности
  7. Списание задолженности на муниципальное жилье
  8. Списание долгов по ЖКХ по регионам в России: судебная практика
  9. Субсидии на ЖКХ кому положено в Москве и Московской области
  10. Новшества ЖКХ в августе: новая графа «страхование жилья» в платежках, защита должников от коллекторов и заглушки на унитазы
  11. ЗАПРЕТ НА ПЕРЕДАЧУ КОЛЛЕКТОРАМ ДОЛГОВ ЖИЛЬЦОВ ЗА ЖКУ
  12. «ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ» С РСО: УСТНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНИКОВ И НИКАКОЙ РЕКЛАМЫ
  13. ЗАГЛУШКИ НА КАНАЛИЗАЦИЮ ДОЛЖНИКОВ – С УВЕДОМЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
  14. МОНТАЖ ВТОРОГО ЭТАЖА В КВАРТИРЕ – НЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ
  15. Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ
  16. Что такое РСО в ЖКХ?
  17. Нормативная база
  18. Порядок предоставления услуг
  19. Может ли РСО быть управляющей компанией?
  20. Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?
  21. Плюсы и минусы работы напрямую с РСО
  22. Ответственность РСО за расчеты
  23. Планируемые нововведения
  24. Заключение
  25. Как с 1 июля изменился расчёт платы за общедомовые нужды в домах без управляющей организации и товарищества собственников жилья
  26. Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950
  27. С 1 июля 2020 года для расчёта одн в домах без уо/тсж не применяется норматив потребления
  28. Рсо вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на одн
  29. На заметку
  30. Взыскание долгов ЖКХ c 2020 года
  31. Необходимость введения нового закона
  32. Основные положения закона
  33. Как будут взыскиваться долги по ЖКХ с 2020 года

Списание долгов по ЖКХ в 2020 году

Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Задолженность жителей России по ЖКХ на конец 2019 года достигла рекордной величины в 1,3 триллиона рублей.

Чиновники в правительстве отмечают, что причиной такой ситуации является как непрозрачность и необоснованность тарифов поставщиков услуг, так и отсутствие культуры потребления ресурсов, финансовая и юридическая безграмотность населения.

О том, как законно избавится от необоснованных обязательств перед управляющими компаниями многие просто не знают и своими действиями загоняют себя в еще большую «долговую яму»

Легализация списания долгов по ЖКХ: последние новости из Государственной Думы

В настоящее время в Государственной Думе РФ на рассмотрении находился один законопроект, касающийся правового регулирования задолженностей по услугам. Он предусматривает усовершенствование механизма признания коммунальных долгов и штрафных санкций по которым истёк исковой давности такими, что не подлежат взысканию.

Соавтор законопроекта член Совета Федерации Сергей Леонов полагает: «Благодаря предлагаемым изменениям в законодательство гражданам не придётся судиться с управляющими компаниями, которые «вынуждают» оплачивать задолженности и пени за услуги ЖКХ, по которым истёк срок давности».

Изменения еще не приняты, но в их поддержку уже выступил Верховный суд РФ. Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции, поставщики услуг могут истребовать только те долги по платежам за коммунальные услуги период оплаты которых указан в квитанции. А если период не указан, то только за последние три года.

Больше никаких законопроектов позволяющих списание долгов по жилищно-коммунальному хозяйству на конец 2019 года на рассмотрении нет.

Указ Президента РФ о вступлении в силу закона, запрещающего списывать задолженность по ЖКХ с социальных выплат

Указа главы государства о списании долгов за коммунальные услуги нет. Однако в 2019 году законодатели приняли несколько нововведений касающихся механизма взыскания задолженностей по услугам. Они уже подписаны Президентом РФ и вступят в силу с 1 июня 2020 года. Изменения касаются запрета на:

  • списания денежных средств за долги с пенсий, пособий и других социальных выплат;
  • обращение взыскания по неоплаченным долгам на сумму, превышающую 50% заработной платы и других доходов лица;
  • переуступку права требования управляющими компаниями долговых обязательств пользователя услугами жилищно-коммунальных хозяйств коллекторам.

Основные изменения содержатся в ФЗ «Об исполнительном производстве». Кроме этого, глава государства поручил соответствующим ведомствам разработать новые единые для всех регионов методы расчёта оплаты услуг.

Премьер-министром РФ уже подписано постановление о введении новой методике, а также о запрете повышать тарифы выше установленного индекса без согласования с Федеральной антимонопольной службой.

Нововведения вступят в силу с начала 2020 года.

Законные способы списания долгов по ЖКХ в 2020 году

На начало 2020 года, согласно действующему законодательству списать долги по услугам возможно в случае:

  1. Признания факта банкротства физического лица судом.
  2. Пропуска управляющей компанией сроки исковой давности по взысканию задолженности.
  3. Ликвидации организации поставщика коммунальных услуг и исключения его из ЕГРЮЛ.
  4. Потери трудоспособности плательщика в результате несчастного случая на производстве, получении статуса инвалида и другого тяжёлого заболевания.

Возврат судебным приставом исполнительного листа и закрытие исполнительного производства также относят к способам списания долгов по услугам жилищно-коммунального хозяйства. Однако, закрыть дело можно только в случае:

  • полное отсутствие у должника имущества и средств для погашения задолженности;
  • должник числится пропавшим без вести;
  • у службы судебных приставов нет информации о местонахождении должника и его имущества, на которое модно обратить взыскание.

Следует знать, что в случае если задолженность образовалась впервые и причины для её образования являются уважительными, то лучше обратиться в управляющую компанию с заявлением о реструктуризации, а в случае отказа в суд. Судебные инстанции в таких ситуациях, как правило, принимают положительные решения в пользу потребителя. Такой способ позволит списать не только часть долга, а и избежать начисления штрафных санкций в виде пени.

Процедура списания задолженности при банкротстве физических лиц

Списать долги за коммунальные услуги можно инициировав в суде процедуру банкротства физического лица. Но для этого необходимо наличие условий, предусмотренных законом, а именно:

  1. Задолженность превышает 500 000 рублей.
  2. Получаемые доходы не позволяют погасить задолженность.
  3. Просрочка по оплате услуг ЖКХ и другим обязательствам превышает 90 дней.

Подать заявление в суд о признании факта несостоятельности может сам должник. О начале процедуры необходимо уведомить кредиторов письменно. В противном случае долг, включая штрафные санкции будет расти. Статус банкрота имеет как свои плюсы, так и минусы.

Смотреть до конца! – ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В 2020 ГОДУ В РОССИИ

Положительные последствия банкротстваОтрицательные последствия банкротства
Во время проведения процедуры признания банкротом не растёт долг.Услуги арбитражного управляющего и само проведение процедуры оплачивается за счёт должника и его имущества.
В результате получения статуса банкрот, долговые обязательства, которые невозможно погасить за счёт имущества лица списываются.Установление контроля над всеми доходами должника и его семьи, в том числе и на банковские счета.
Отсутствует угроза административного и уголовного преследования за невыполнение решения суда о выплате долга.Запрет на кредитование в финансовых организациях.
Жилье, если оно единственное у должника остаётся в его владении.Невозможность зарегистрироваться предпринимателем, как индивидуально, так и в качестве учредителя.

Также, важно знать, что за фиктивное банкротство предусмотрена уголовная ответственность.

Списание задолженности за услуги ЖКХ по сроку давности

Управляющие компании, при возникновении задолженности у потребителей услуг предпочитают воздействовать на должника с помощью собственных методов, а потом уже обращаются в суд, при этом нередко пропуская сроки исковой давности.

По этой причине все их претензии по истечению 3 лет в суде признаются несостоятельными и не подлежат удовлетворению.

Однако, для списания долга с пропущенным сроком исковой давности необходимо соблюдение еще некоторых, предусмотренных законом условий:

  • заявить в суде во время рассмотрения дела, желательно в письменной форме, о применении срока исковой давности (автоматически суд факт пропуска не признает);
  • не признавать и не подтверждать факт наличия суммы задолженности предъявляемой управляющей компанией.

Подтверждением факта признания размера задолженности могут служить соглашения о признании долга, заявление об отсрочке, договор о реструктуризации, частичная оплата по платежным документам, в которых указана общая сумма задолженности и период её начисления.

Списание долгов без суда по истечению 3 лет возможно только в случаях смерти должника, при условии отсутствия наследников или ликвидации поставщика услуг (управляющей компании) при условии отсутствия правопреемника.

Списание задолженности на муниципальное жилье

В качестве собственников муниципального жилья выступают местные органы власти.

Лица, проживающие в муниципальных квартирах по договору социального найма согласно соглашению с собственником и закону обязаны оплачивать коммунальные услуги.

При этом все лица, зарегистрированные в такой квартире, несут солидарную ответственность в случае неисполнения обязательств по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Никаких особых условий для списания задолженности для арендаторов муниципального жилья, по сравнению с собственниками нет. Однако, санкцией для должника жилья, находящегося в муниципальной собственности может быть выселение его с занимаемой площади, с условием предоставления другого жилья (комнаты или койко-места в общежитии).

Списание долгов по ЖКХ по регионам в России: судебная практика

Судебная практика по списанию долгов за услуги свидетельствует о том, что суды в редких случаях списывают задолженность. Связано это с отсутствием у населения правильной правовой позиции и не знанием норм действующего законодательства, позволяющего защитить себя от необоснованных претензий поставщиков коммунальных услуг.

Следствием такой ситуации послужило увеличения общей задолженности по стране, которая исчисляется уже в миллиардах рублей. Согласно статистике Верховного Суда РФ, средняя сумма иска в большинстве дел о взыскании колеблется от 50 000 до 100 000 рублей. При этом, судебными приставами по исполнительным производствам взыскивается только 20% от всех средств по таким делам.

Субсидии на ЖКХ кому положено в Москве и Московской области

Одним из способов разрешения проблемы с долгами населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства являются меры социальной поддержки. К таким мерам относят предоставление гражданам субсидии на оплату коммунальных услуг. Субсидия – это федеральная льгота, однако условия и нормативы её выплаты устанавливаются в каждом регионе самостоятельно. Как правило, размер субсидии зависит от:

  1. Установленного в регионе прожиточного минимума.
  2. Утверждённой местными властями доли допустимых расходов на оплату услуг ЖК хозяйства.
  3. Принятого в регионе стандарта нормативной площади жилья.

Условием для получения субсидии в Москве и Московской области является факт постоянной регистрации в столице или области соответственно, отсутствие задолженности за коммунальные услуги.

Обратиться за получением субсидии может собственник жилья или арендатор муниципальной жилплощади. Оформление проводится в Городском центре жилищных субсидий, МФЦ или портал Госуслуг.

Важно знать, что подтверждать право на субсидию придётся каждые полгода.

Источник: https://zakon.world/spisanie-dolgov-po-zhkx-v-2020-godu.html

Новшества ЖКХ в августе: новая графа «страхование жилья» в платежках, защита должников от коллекторов и заглушки на унитазы

Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Автор материала: Наталья Рыбакова Какие новшества в жилищном законодательстве вступили в силу в конце июля-августе в России и Татарстане ИА «Татар-информ» рассказал исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Дмитрий Романов.

Новая графа – «страхование жилья от чрезвычайных ситуаций» может появиться в платежках россиян за ЖКХ в августе благодаря изменениям в законодательстве.

С 4 августа 2019 года вступает в силу утвержденный Госдумой РФ и подписанный президентом РФ Закон № 320-ФЗ от 03.08.2018 года о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленный на защиту граждан от чрезвычайных ситуаций.

Известие об этом нововведении вызвало волну непонимания и негодования со стороны жителей Татарстана.

Выходит новый закон о страховании жилья и люди стали волноваться, что новая графа появится в платежках. Все подумали, что такая строчка появится внизу квитанции, и каждый будет решать добровольно – платить ее или нет.

Появление любой новой строчки в платежке, будь то услуги консьержа или охраны, должно быть согласовано на собрании собственников жилья. Никакой конкретики по этому закону нет.

Люди итак вправе страховать свое жилье», – сообщил Дмитрий Романов.

Жителям Татарстана переживать не стоит, республика не вошла в число пилотных регионов по реализации этого проекта.

В перечень вошли Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Свердловская, Тверская, Новосибирская и Тюменская области.

Государство предлагает людям в добровольном порядке страховать свое жилье от рисков на усмотрение региональных властей. В числе возможных рисков бытовые происшествия, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты и пр.

Средняя цена страхового полиса, защищающего квартиру от подобных случаев, по предварительным оценкам может составить 150 рублей в месяц. Однако эта графа не является обязательной. Собственники вправе решать сами, нужна ли им такая услуга. Жители Татарстана тоже по желанию тоже могут воспользоваться такой страховкой. Однако они должны перед этим пройти определенные процедуры.

«Новая графа в платежках у жителей Татарстана не появится.

Если люди сами хотят ее включить, то должны выбрать страховую компанию, провести инвентаризацию домов и квартир, собрание собственников жилья, решить, что будут страховать, передать соответствующую информацию в УК, которая через ЕРЦ будет выставлять новую строчку в счет-фактуре.

Ни один нормативный акт в жилищном кодексе не предусматривает появление такой услуги по страхованию жилых помещений. Изменения носят рекомендательный, а не обязательный характер», – сообщила пресс-секретарь Минстроя РТ Гульназ Минниханова.

Согласно данным Минстроя РТ, страхование жилья является добровольным, страховую компанию в зависимости от необходимого спектра страхования и размера страхового покрытия, страховой суммы и ежемесячной оплаты определяют сами жильцы. Навязать эту услугу никто никому не может, только если сами жители захотят застраховать свое жилье.

ЗАПРЕТ НА ПЕРЕДАЧУ КОЛЛЕКТОРАМ ДОЛГОВ ЖИЛЬЦОВ ЗА ЖКУ

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Жилищный кодекс РФ и ряд других законов, в том числе в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые вводят запрет на передачу коллекторам долгов жильцов за жилищно-коммунальные услуги. Инициатором такого новшества стала группа депутатов во главе с заместителем Председателя Госдумы РФ Ириной Яровой.

«Законом устанавливается запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами», – сказано на сайте Госдумы РФ.

Таким образом, с 26 июля УК и ТСЖ, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не могут уступать право по возврату просроченной задолженности по подобным платежам третьим лицам.

Запрет распространяется на кредитные организации и коллекторов.

Право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке имеет наймодатель жилого помещения, управляющей организации, юрлицо или ИП, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, либо их законным представителям.

«Люди ошибочно думают, что долги неплательщиков раскидываются по другим жителям подъезда. Мы платим коммуналку по счетчикам, а жилищные услуги – по тарифам.

Теперь представители УК, ТСЖ и ЖСК должны сами ходить по жильцам и заниматься работой с должниками. Судебные приставы будут работать лучше. Раньше коллекторы ущемляли права ветеранов, пожилых людей и многодетных семей.

Был скандал с участием ветерана из Татарстана. Теперь такого не будет», – отметил Дмитрий Романов.

«ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ» С РСО: УСТНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНИКОВ И НИКАКОЙ РЕКЛАМЫ

В правила предоставления коммунальных услуг внесены поправки о «прямых договорах» с ресурсосберегающими организациями (РСО). Правительство РФ внесло изменения в текст трех важных документов. Почти все они связаны с необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям многоквартирных домов напрямую РСО.

«Закон говорит о прямых взаимоотношениях с коммунальщиками. Это делается для того, чтобы собственники квартир могли напрямую заключать договора с ресурсосберегающими организациями. В Татарстане все расходы идут через ЕРЦ, здесь действуют единые формы оплаты», – отметил Дмитрий Романов.

В частности, поправками утвержден типовой договор между собственником жилого помещения в многоквартирном доме и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД.

При заключении «прямых договоров» УК должна предоставить РСО большой объем данных о собственниках помещений в сжатые сроки – за пять рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу. Это касается и информации о должниках.

Такие данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги.

Собеседник «Татар-информ» отметил ряд интересных моментов. Предупреждать должников об ограничении или приостановлении коммунальной услуги в письменном виде теперь не обязательно. Это можно сделать устно.

Если заключен «прямой договор», то такое предупреждение может вынести РСО.

При этом представители УК также должны быть задействованы в этой работе, а сумма расходов на ограничение либо приостановление коммуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3000 руб.

«К примеру, люди не платят за ЖКУ и им поставили на канализацию ограничивающий терминатор. Чтобы такое ограничение снять, с собственника УК теперь можно взять не более 3 тысяч рублей. Раньше должник, чтобы убрать терминатор, должен был погасить долги и заплатить УК 5 тысяч рублей штрафа. Теперь эта сумма фиксированная», – пояснил Романов.

Также в новых правилах закреплен запрет на размещение в платежном документе рекламы, кроме социальной. Поправки вступили в силу 31 июля 2019 года.

ЗАГЛУШКИ НА КАНАЛИЗАЦИЮ ДОЛЖНИКОВ – С УВЕДОМЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Для злостных должников по оплате ЖКУ существуют разные предупредительные и карательные меры. В их числе отключение света и газа, установка заглушек на канализацию.

Перед ограничением последней коммунальной услуги по водоотведению УК должна предупредить должника письмом. Если жилец за письмом на почту не пришел, то УК должна дождаться, когда истечет срок хранения письма на почте.

Кроме того, теперь УК необходимо сообщить в Роспотребнадзор о назначенном ограничении. Нарушение этих правил предусматривает наказание по ч. 9 ст. 9.22 КоАП.

«Это предложение касается злостных неплательщиков. Перед установкой заглушки на унитаз необходимо проинформировать Роспотребнадзор. Такая практика (установка заглушек неплательщикам – Ред.) в Татарстане есть.

Как я уже говорил, чтобы убрать заглушку, собственник раньше должен был заплатить долги и штраф в размере 5 тысяч рублей управляющей компании. Такие меры применяются обычно к людям, которые имеют небольшие долги – тысяч по 20-25.

Где долги составляют 300-500 тысяч рублей, такая мера бесполезна», – пояснил Дмитрий Романов.

Предложение об обязательном уведомлении Роспотребнадзора появилось на основе российской судебной практики. Был случай, когда УК за долги приостановила жителю дома услугу по водоотведению. Должник обратился в Роспотребнадзор. После проверки надзорное ведомство обнаружило ряд нарушений со стороны УК, выписав штраф на 100 тысяч рублей.

МОНТАЖ ВТОРОГО ЭТАЖА В КВАРТИРЕ – НЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ

В письме от 3 июля 2019 года (№ 24456-ОГ/04) Минстрой России предложил считать монтаж второго этажа в квартире перепланировкой, а не реконструкцией. По словам Дмитрия Романова, данное новшество касается только элитного жилья с очень высокими потолками.

После подобной перепланировки меняется соотношение общедомовых и частных квадратных метров в доме. Следовательно, уменьшается общее имущество МКД по отношению к общей увеличившейся площади всего МКД. Однако согласия соседей на эту перепланировку получать не нужно.

Как следует из пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Таким образом, устройство второго этажа в жилом помещении с целью увеличения площади комнаты является перепланировкой», – сказано в письме Минстроя РФ.

Согласно данным информационно-правового портала «Гарант», двухуровневые квартиры на последних этажах домов устраивают жители новостроек.

Покупатели таких квартир могут устроить дополнительный этаж и расширить квартиру, либо оставить шестиметровые потолки.

При этом этажность самого МКД остается в пределах ограничений, предписанных разрешением на строительство МКД и градостроительным планом земельного участка.

Подробнее: https://sntat.ru/poleznaya-informatsiya/novshestva-zhkkh-v-avguste-novaya-grafa-strakhovanie-zhilya-v-platezhk/

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/214269929

Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ

Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК.

Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е.

последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

КритерийПреимуществаНедостатки
 Рисковые факторыВероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямуюМожет снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
 Распределение средствОно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцамиВозможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
 Удобство оплатыСредства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйствомПридется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
 Дополнительные трудностиТ. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачнымиВ процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е.

когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру.

Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Источник: https://uslugi-gkh.ru/zhilishhnye-uslugi/rso-v-zhkh/

Как с 1 июля изменился расчёт платы за общедомовые нужды в домах без управляющей организации и товарищества собственников жилья

Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему.Как УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива

Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950

В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950:

➡️ Смотрите видео на -канале Ассоциации «Р1»

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.

С 1 июля 2020 года для расчёта одн в домах без уо/тсж не применяется норматив потребления

В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.

До появления ПП РФ № 950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса.

То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354).

Сверхнорматив оплачивала сама РСО.

ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.Как оплачивается электроэнергия, затраченная на работу ИТП

Рсо вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на одн

Как рассказала в видео Елена Шерешовец, норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но».

Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента.

Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала.

Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме.

Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.

О расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов

На заметку

Постановление Правительства РФ от 29.06.

2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям.

Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов:

  • «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861).
  • «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491).
  • «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354).
  • «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124).
  • «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290).

Все изменения касаются только электросчётчиков и не относятся к приборам учёта других коммунальных ресурсов.

В новом постановлении:

  • прописано, как будет построено взаимодействие между поставщиками электроэнергии и потребителями услуги;
  • зафиксированы обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии;
  • установлены сроки выполнения отдельных работ по эксплуатации приборов учёта.

Подробный обзор ПП РФ № 950, а также Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ, читайте в нашей следующей статье. Следите за обновлениями!

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/11789/kak-s-1-iyulya-izmenilsya-raschyet-platy-za-odn-v-domah-bez-uo-i-tszh

Взыскание долгов ЖКХ c 2020 года

Новый закон о должниках за коммунальные услуги. Новая схема оплаты услуг жкх напрямую рсо Изменения в сфере жкх гг

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Взыскание долгов по ЖКХ – большая проблема как для управляющих компаний, так и для ресурсоснабжающих организаций. Раньше многие коммунальщики продавали долги коллекторам, частично покрывая задолженность полученными средствами. Полностью долги не исчезали, поэтому нередко бремя погашения оставшейся части задолженности ложилось на добросовестных плательщиков.

В 2019 году законодательство изменилось. О том, какие поправки были внесены в Жилищный кодекс, и как они работают на практике, расскажем в статье.

С июля 2019 года в России действует новое правило – компании, предоставляющие населению коммунальные услуги, или являющиеся посредниками при предоставлении таких услуг, не вправе передавать право требования долга за неоплаченную «коммуналку» сторонним (коллекторским) компаниям. Пока закон работает не так, как хотелось бы законодателям, поэтому в 2020 году планируется внести в него некоторые правки – подробнее о них расскажем ниже.

Необходимость введения нового закона

Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств регулируется законодателем (в 2016 году был принят Федеральный закон «О защите прав…» от 03.07.

2016 № 230-ФЗ, устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками), методики их работы могут оказать на должников серьезное психологическое воздействие.

Именно поэтому законодатели решили – давить таким образом на людей, неспособных исполнять свои базовые финансовые обязательства (такие, как оплата коммунальных услуг), нельзя.

Принципиальное отличие между долгами по «коммуналке» и по кредитным платежам только одно – решение о том, взять кредит, или нет, принимает сам заемщик; услуги ЖКХ ему нужно оплачивать обязательно. Оформляя кредит, заемщик рассчитывает, хватит ли зарплаты на то, чтобы ежемесячно погашать долг; собственник квартиры не может соотнести свою платежеспособность с тарифами на коммунальные услуги.

Конечно, это вовсе не означает, что обязательства по оплате «коммуналки» можно не исполнять – если ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) не будут получать деньги за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, они просто не смогут оказывать услуги населению (в том числе и той его части, которая добросовестно платит за ЖКУ). Однако законодатели решили, что приравнивать должников по «коммуналке» к должникам по кредитам в части порядка взыскания долгов несправедливо – так и появился Федеральный закон «О внесении изменений…» от 26.07.2019 № 214-ФЗ.

В пояснительной записке к документу (когда он находился на стадии законопроекта), его авторы подчеркнули, что запрет на передачу долгов по ЖКХ коллекторам имеет важное социальное значение.

Люди, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно оплатить коммуналку, могут спать относительно спокойно – коллекторы к ним не придут, не будут писать письма и звонить на работу.

Однако такое послабление вовсе не значит, что должникам разрешат не исполнять их обязательства – о том, как будет работать обновленный закон, читайте далее. 

Основные положения закона

ФЗ № 214 состоит из трех статей, в соответствии с которыми меняются:

  • статья 155 и статья 162 ЖК РФ.
  • ч. 4 ст. 1 ФЗ № 230.

Суть изменений заключается в следующем: управляющие компании, РСО, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) больше не могут передавать право требования долга коллекторским агентствам.

Если они все же нарушат законодательство и продадут долги коллекторам, заключенный между ними договор будет считаться ничтожным.

Это значит, что обязательства должника останутся неизменными – платить по счетам ему придется, как и прежде, в адрес управляющей компании или РСО.

Из правила, запрещающего передачу долга сторонним организациям, есть одно исключение – уступить право требования можно только тем компаниям, которые также работают в сфере коммунальных услуг (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, РСО, региональным операторам по обращению с ТКО и пр.). Это значит, что при замене организации, которая оказывает коммунальные услуги или обеспечивает функционирование многоквартирного дома, задолженность не погашается – просто меняется юридическое лицо, обладающее правом требования ее исполнения.

Обратите внимание – плательщики «коммуналки» (собственники и наниматели жилых помещений) должны быть уведомлены о том, что поставщик услуг меняется. До тех пор, пока такое уведомление не будет ими получено, они вправе не оплачивать долги в адрес нового получателя.

И, наконец, о последнем нововведении – теперь собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны исполнять только свои обязательства по внесению коммунальных платежей – непогашенные долги других жильцов больше не их забота. Эта норма делает невозможным удержание дополнительных платежей с добросовестных плательщиков с целью погашения задолженности, возникшей перед поставщиком коммунальных услуг по многоквартирному дому в целом.

Как будут взыскиваться долги по ЖКХ с 2020 года

Несмотря на то, что ФЗ № 214 вступил в силу 26 июля 2019 года, недобросовестные коммунальщики продолжают привлекать коллекторов к взысканию долгов с собственников (нанимателей) жилых помещений.

Организации заключают с коллекторскими агентствами соглашения, согласно которым последние получают процент от взысканного долга, причем формально право требования долга к ним не переходит, а остается за поставщиком коммунальных услуг.

Чтобы лишить недобросовестных коммунальщиков и этой лазейки, необходимо внести в законодательство дополнительные поправки. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксакова, соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами в ходе весенней сессии.

Это значит, что уже в 2020 году закон начнет функционировать так, как изначально планировалось законодателем. 

Право на взыскание долга за коммунальщиками останется, однако решать проблему придется более цивилизованным способом – через суд.

Причем это не значит, что обеим сторонам разбирательства придется участвовать в длительных судебных тяжбах – требование о взыскание задолженности за ЖКУ может быть удовлетворено в приказном порядке (при условии, что сумма задолженности не превышает 500 тыс. рублей) (ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).

  Для этого организации – поставщику услуг необходимо подать соответствующее заявление в суд, приложив к нему документы, подтверждающие факт наличия задолженности. После рассмотрения обращения суд выдаст судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ).

На основании этого приказа служба судебных приставов может взыскать деньги с должника (в том числе и посредством удержаний с зарплаты через работодателя), арестовать его имущество и запретить ему выезд из страны.

Источник: https://law03.ru/housing/article/vzyskanie-dolgov-zhkx

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: