Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Содержание
  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
  2. Часть 1
  3. «Преступление и наказание» — книга, которую читают сильные личности. Блог. online-knigi.com
  4. Что хотел показать в книге «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский?
  5. Проблематика произведения
  6. Краткое содержание романа
  7. Почему стоит прочесть?
  8. Критика о романе «Преступление и наказание» – Русская историческая библиотека
  9. «Преступление и наказание» – критика Страхова
  10. «Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»
  11. «Преступление и наказание» – критика Писарева
  12. Анализ произведения Достоевского Преступление и наказание
  13. Вариант 2
  14. Литературный анализ
  15. «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)
  16. История создания
  17. Действующие лица
  18. Краткое содержание
  19. Экранизации
  20. Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
  21. Почему стоит прочитать роман Ф. М. Достоевского
  22. История создания великого произведения
  23. Почему же стоит прочесть роман “Преступление и наказание”?

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Достоевский Федор Михайлович

1821.30.10 (11.11) – родился в семье врача московской Мариинской больницы для бедных.

1838–1843 – учился в петербургском Военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в чертежную инженерного департамента.

1844 – вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

1846 – первая повесть «Бедные люди», которая принесла Достоевскому известность как приверженцу гоголевского направления натуральной школы. Повесть удостоилась положительного отзыва В. Г.

Белинского за изображение трагедии «маленького человека». В других произведениях 40-х гг.

 – «Двойник» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849) – возникает тема психологической двойственности человека, характерная и для позднего периода творчества.

1847 – становится участником революционного кружка М. В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма.

1849 – вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни, замененной затем 4-летней каторгой.

1850–1854 – отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.

1859 – возвращен в Петербург, возобновил литературную деятельность. Опубликовал повести – «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома»(1861–1862).

В журналах «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865), издававшихся Достоевским вместе с братом, пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству.

В них были опубликованы очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и повесть «Записки из подполья» (1864).

1860–1870 – созданы крупнейшие романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), роман «Бесы» (1871–1872) – памфлет на русское революционное движение 60-х – начала 70-х гг. В публицистической форме Достоевский пропагандировал свои политические и философские взгляды в ежемесячном издании «Дневник писателя» (1873, 1876–1877, 1880–1881).

1875 – роман «Подросток».

1879–1880 роман «Братья Карамазовы».

1881 – умер в Петербурге.

Часть 1

Главный герой – Родион Романович Раскольников, студент, бросивший учебу в университете. Живет он в тесной каморке, похожей на гроб, в нищете. Избегает квартирной хозяйки, так как ей задолжал. Действие происходит летом, в страшную духоту (тема «желтого Петербурга» проходит через весь роман). Раскольников идет к старухе, ссужающей деньги под залог.

Старуху зовут Алена Ивановна, живет она со своей сводной сестрой, бессловесным, забитым существом Лизаветой, которая «поминутно ходит беременная», работает на старуху и находится у нее в полном порабощении. Раскольников приносит в залог часы, по ходу дела запоминая все мельчайшие детали, так как готовится осуществить свой план – убить старуху.

На обратном пути он заходит в распивочную, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым – спившимся чиновником, который рассказывает о себе. Его жена – Катерина Ивановна – от первого брака имеет троих детей. Первый муж был офицер, с которым она сбежала из родительского дома, играл в карты, бил ее.

Потом умер, и ей пришлось от отчаяния и нищеты пойти за Мармеладова, который был чиновником, но потом место потерял. У Мармеладова от первого брака дочь Соня, которая была вынуждена пойти на панель, чтобы хоть как-то прокормиться и прокормить остальных детей. Мармеладов пьет на ее деньги, крадет деньги из дому. Страдает от этого. Раскольников отводит его домой.

Дома происходит скандал, Раскольников уходит, неприметно положив на окошко деньги, в которых так нуждается семья Мармеладовых. Наутро Раскольникову приходит письмо из дома от матери, которая извиняется, что не могла выслать денег. Мать рассказывает о том, что сестра Раскольникова Дуня поступила в услужение к господам Свидригайловым.

Свидригайлов дурно с ней обходился, потом принялся склонять к любовной связи, обещая всевозможные блага. Жена Свидригайлова, Марфа Петровна, подслушала разговор, обвинила во всем Дуню и выгнала из дома. Знакомые отвернулись от Раскольниковых, так как Марфа Петровна раззвонила об этом по всему уезду. Затем все выяснилось (Свидригайлов раскаялся, нашлось негодующее письмо Дуни, слуги признались).

Марфа Петровна обо всем рассказала знакомым, отношение изменилось, к Дуне посватался Петр Петрович Лужин, который едет в Петербург, чтобы открыть адвокатскую контору. Раскольников понимает, что сестра продает себя, чтобы иметь возможность помогать брату, и решает помешать браку.

Раскольников выходит на улицу и встречается на бульваре с пьяной девушкой, почти девочкой, которую, судя по всему, напоили, обесчестили и выставили на улицу. Рядом прохаживается хлыщ, примеряясь к девочке. Раскольников дает деньги городовому, чтобы тот отвез на извозчике девочку домой. Думает о ее дальнейшей незавидной судьбе.

Понимает, что определенный «процент» идет именно по такому жизненному пути, но мириться с этим не хочет. Идет к своему другу Разумихину, по дороге передумывает. Не дойдя до дома, засыпает в кустах. Ему снится страшный сон, о том, что он, маленький, идет с отцом на кладбище, где похоронен младший брат, мимо кабака. Там стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу.

Из кабака выходит пьяный хозяин лошади – Микола и приглашает приятелей садиться. Лошадь старая, не может сдвинуть телегу. Миколка остервенело хлещет ее кнутом. К нему присоединяется еще несколько человек. Миколка ломом убивает клячу. Мальчик (Раскольников) бросается с кулаками на Миколку, отец его уводит. Раскольников просыпается и думает о том, сможет он убить или нет.

Проходя по улице, случайно слышит разговор Лизаветы (сестры старухи) со знакомыми, которые приглашают ее в гости, т. е. старуха завтра останется одна. Раскольников заходит в трактир, где слышит разговор между офицером и студентом, играющими на бильярде, о старухе-процентщице и о Лизавете. Говорят, что старуха мерзкая, кровь из людей сосет.

Студент: я бы ее убил, ограбил без зазрения совести, сколько людей пропадает, а подлая старуха и сама не сегодня-завтра умрет. Раскольников приходит домой, ложится спать. Потом готовится к убийству: пришивает под пальто петлю для топора, заворачивает деревяшку с железкой в бумагу, будто новый «заклад», – отвлечь старуху. Затем крадет в дворницкой топор.

Идет к старухе, отдает ей «заклад», незаметно достает топор и убивает процентщицу. После этого начинает шарить по шкафам, сундукам и проч. Внезапно возвращается Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. Тут кто-то звонит в дверь. Раскольников не открывает. Пришедшие замечают, что дверь заперта изнутри на щеколду, и чувствуют неладное. Двое идут вниз за дворником, один остается на лестнице, но потом не выдерживает и тоже спускается. Раскольников выбегает из квартиры. Этажом ниже – ремонт. Посетители с дворником уже поднимаются по лестнице, Раскольников укрывается в квартире, где ремонт. Группа проходит вверх, Раскольников убегает.

Источник: https://MyBook.ru/author/igor-rodin-3/f-m-dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie-osnovnoe/read/

«Преступление и наказание» — книга, которую читают сильные личности. Блог. online-knigi.com

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

В полном виде книга впервые опубликована в 1866 году. Критики отнеслись к данному произведению неоднозначно. Одни восторгались у других роман вызвал полное неприятие. Время расставило всё по местам. Книга Достоевского «Преступление и наказание» завоевала своё место в мировой классической литературе.

В наши дни по мотивам произведения снято множество фильмов, поставлены пьесы. Книга переведена на многие мировые языки. Необычайная популярность объясняется тем, что социально философское произведение затрагивает многие вопросы, волновавшие людей как в то время, так и сейчас.

Что хотел показать в книге «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский?

Во время отсидки на каторге Фёдор Достоевский общался не только с политическими заключёнными, но и с людьми, попавшими туда за различные уголовные преступления. Часто размышляя над человеческими судьбами, писатель пришёл к выводу, что большинство совершили преступление из-за несбывшихся ожиданий.

После отмены крепостного права крестьяне не стали жить лучше. Они покидали деревни, шли в города и со временем спивались и начинали грабить. Выход из создавшейся ситуации Достоевский видел не в революции, а в приобщении простых людей к грамотности и популяризации христианской морали.

Вторым аспектом стал вошедший в моду догмат Ф. Ницше, который гласил, что сильным личностям, строящим будущее, позволено управлять чужими жизнями. Во благо благополучия большинства можно жертвовать незначительными, ущербными «людишками».

Идеи Ницше достигли и России. Сам Раскольников считал, что он убил старуху процентщицу не столько из-за материальных трудностей, сколько чтобы доказать самому себе, что он является сильной, смелой личностью, ведь в душе Родион разделял людей на обычных и лидеров, которые могут изменить ход истории.

К теории Ницше Раскольников добавил свои соображения. Он считал, что убив противную старуху, он не только не совершает грех, но даже сделает многих людей счастливыми. Деньги процентщицы он хотел раздать нуждающимся.

Родион Раскольников тщательно всё спланировал, но не смог учесть одной особенности искренних людей — наличие совести. Именно угрызения совести и осознание того, что его руки в крови не давали спокойно жить дальше главному герою. Его совесть оказалась очень чувствительной — Родион не мог обнять ни мать, ни родную сестру.

Проблематика произведения

  • Устами Родиона Раскольникова Достоевскийобращается ко всем здравомыслящим людям:
  • Почему благородные, добрые, честные люди гибнут в нищете, а другие без зазрения совести пользуются плодами их рук и живут в роскоши?
  • Кто такой человек и в чём его предназначение?
  • Кто установил существующий несправедливый миропорядок и можно ли его изменить?
  • Кто дал «право имеющим» людям становиться вершителями судеб «тварей дрожащих»?

В своём произведении автор затронул глобальные вопросы, которые сегодня всё так же актуальны. Достоевский не только показал сильные внешние стороны героя, но и сильно, проникновенно открыл внутренний мир готовящегося стать очередным «наполеоном» человека.

Конфликт добра и зла, происходящий в душе Раскольникова, описан крайне правдоподобно. Читателей буквально захлёстывают метания героя из стороны в сторону, Видно, что борьба раздирает Родиона на части. По силе выражения эмоций и внутренних терзаний с книгой Достоевского «Преступление и наказание» мало могут состязаться другие произведения.

Краткое содержание романа

Город, где происходят события Санкт-Петербург, главный герой — студент Родион Раскольников. Из-за отсутствия средств на обучение его отчисляют из университета. Для того чтобы свести концы с концами он даёт частные уроки, но скоро забросил это дело и впал в крайнюю нищету.

Родион лежит целыми днями дома и размышляет о никчемности бытия. В результате раздумий он пришёл к выводу, что все люди делятся на обычных и великих. Сам он думает, что относится к числу великих. Чтобы проверить свою теорию, а заодно обзавестись деньгами, Родион надумал убить старуху, у которой он закладывал свои вещи.

Что он скоро и сделал. Заодно убил и её сестру Лизавету, добрейшей души женщины, невольно ставшей очевидицей преступления. Родион уходит ни кем незамеченный, но после убийства он впал в апатию, перешедшую в болезненное состояние.

Он понимает, что совершил ошибку и жить как прежде уже не может. Скоро он познакомился с Соней, которая ради того, чтоб прокормить родственников занималась проституцией. Девушка не закостенела в грехе, а глубоко страдала и понимала, что делает нечто ужасное.

Ракольников сразу почувствовал в ней родственную душу. Тем временем расследованием убийства старухи занялся сыщик Порфирий Петрович. Хотя в преступлении официально подозревали маляра Миколку, Порфирий внутренним чутьём подозревал Раскольникова.

Он не говорит об этом прямо нашему герою, а играет с ним в «кошки-мышки», вынуждая проговориться и выдать себя. Словесные поединки со следователем истощают и так ушедшие силы. В конце концов, Порфирий прямо ему заявляет, что считает Родиона убийцей, хотя на руках нет никаких доказательств.

Раскольников также об этом знает, но желает поскорей прервать душевные муки. Наконец, он приходит с повинной. В суде ему дали 8 лет каторжных работ. Вместе с ним едет Соня. Она всячески поддерживает своего друга. Уже здесь на каторге Родион полностью осознал свою вину и раскаялся.

Также он понял, как глубоко любит Соню. Вместе они ждут окончания срока каторги, чтобы начать новую жизнь. Это всего лишь краткое содержание романа Достоевского «Преступление и наказание». Гениальное произведение следует читать онлайн бесплатно полностью. Сделать это вы можете на нашем сайте 

Почему стоит прочесть?

Главного героя Родиона Раскольникова, совершившего преступление, автор не оправдывает и не обвиняет, но лишь даёт оценку происходящим событиям. Путём раскрытия внутреннего мира Достоевский показал какие сложные процессы размышлений происходят в душе человека.

Интересно также описание быта горожан и точное воспроизведению местности петербуржцев. Читая книгу, полностью проникаешься духом того времени и эмоциями персонажей. Читать книгу Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» следует всем образованным людям.
 

Категории:

Креатив Обзоры

Источник: https://online-knigi.com/blog/218/prestuplenie-i-nakazanie--luchshii-psihologicheskii

Критика о романе «Преступление и наказание» – Русская историческая библиотека

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Полемичность и злободневность «Преступления» Достоевского необычайно остро ощущалась современниками: критики выступили сразу же после появления первых глав романа.

В февральской книжке «Современника» за 1866 год в очередном обозрении «передовой» критик Елисеев писал, что начало нового романа Достоевского нельзя «оставить без некоторого напутствия». Елисеев резко нападал на идею романа, враждебную революционной демократии.

Он считал, что Достоевский в новом романе становится в ряды людей, «озлобленных движением последнего времени», пытаясь утверждать, что современная молодежь видит в убийстве и грабеже средство к улучшению существующего порядка жизни.

Он отмечал, что теория Раскольникова характеризуется писателем как типичное явление, как «самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им молодые разговоры и мысли».

И это «позорное измышление» вызывает законное возмущение критика, который как будто и не знал ни о страшных петербургских пожарах, устроенных молодыми радикалами, ни о распространяемых ими кровожадных прокламациях.

В третьем, мартовском номере «Современника» Елисеев утверждал, что новый роман опорочивает всю студенческую корпорацию, будто бы считающую убийство «некоторым образом подвигом», и по сути дела поддерживает реакционеров: «Какою, например, разумною целию может быть оправдано изображение молодого юноши, студента, в качестве убийцы, мотивирование этого убийства научными убеждениями и наконец распространение этих убеждений на целую студенческую корпорацию? Кому оказывается этим услуга, если не обскурантам, которые в распространении света видят причину всякого зла в мире?» «Современник» не мог согласиться с теми критиками, которые отнеслись к роману очень сочувственно, сосредоточив все внимание на психологическом анализе драмы Раскольникова (см., напр. «Голос», 1866, № 48).

«Современник» поддержали и другие псевдодемократические газеты и журналы.

В «Искре» образ Раскольникова расценивался как карикатура на нигилиста и отмечалось «желание замаскировать» эту «тенденцию сценами, напоминающими «Мертвый дом» и «Униженных и оскорбленных» («Искра», 1866, № 12) Рецензент «Недели» отмечал, что в романе дан замечательный психологический анализ образа Раскольникова, но «изобличал» Достоевского в «грязненьких инсинуациях» – намеках на то, «что либеральные идеи и естественные науки ведут молодых людей к убийству, а молодых девиц к проституции» («Неделя», 1866, № 5).

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

«Преступление и наказание» – критика Страхова

Справедливое утверждение Достоевского, что преступление Раскольникова – результат влияния новейших, материалистических и социалистических, идей, что это типичное явление для современной учащейся молодежи, – вызвало истошный рёв в левом лагере. В правой прессе, напротив, это утверждение встретило полное сочувствие.

Философ-идеалист и критик Н. Н.

Страхов сразу же по окончании публикации романа отметил «чуткость» Достоевского, который уяснил «духовные болезни» современного общества: «Шаткость нравственного строя, обнаруживающаяся в некоторых явлениях нашего общества, – вот тема его нового романа «Преступление и наказание», – писал он («Отечественные записки», 1867, № 2).

Страхов, боровшийся с материалистическими и атеистическими воззрениями «нигилистов», все содержание романа сводит к изображению нигилизма «в самом крайнем его развитии», видя в этом громадную заслугу писателя.

Впрочем, Страхов не считает, что Раскольников являет собой типичного нигилиста – мелкого фразера или зверообразное существо.

Раскольников у Достоевского – одаренный человек, глубокая натура, загубленная вредной теорией, говорит Страхов, и Достоевский изображает не карикатуру, а трагедию нигилизма.

Давая высокую оценку роману, подчеркивая, что в нем с огромной силой показано «извращение нравственного понимания героя», Страхов сожалеет, что за пределами произведения оказалась вторая и, с его точки зрения, важнейшая сторона задачи – изображение «внутреннего переворота» Раскольникова, «пробуждения в нем истинно человеческого образа чувств и мыслей» («Отечественные записки», 1867, № 3, 4).

По сути дела то же беспокоило впоследствии и Победоносцева, который, отмечая силу атеистических бунтарских позиций Ивана Карамазова, спрашивал, сможет ли писатель противопоставить ему столь же сильный ответ в образе Зосимы.

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца.

Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову.

Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями.

Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

«Преступление и наказание» – критика Писарева

На «Преступление и наказание» последовал и отклик со стороны знаменитого в эти годы Д. Писарева – статья «Борьба за жизнь».

Первая её половина под названием «Будничные стороны жизни» была опубликована в майской книге радикального журнала «Дело» за 1867 год.

Вторая ее часть, запрещенная цензурой, появилась уже после смерти Писарева в августовском номере того же журнала за 1868 год под названием «Борьба за существование».

Уже само название статьи «Борьба за жизнь» раскрывает, в чем видит материалист Писарев смысл романа. Анализируя «Преступление и наказание», критик односторонне настаивает, что причиной преступления Раскольникова явилась безысходная нищета.

Писарев  отвергает  мнение критика  «Русского  инвалида» о душевной болезни Раскольникова (1867, № 63) и доказывает, что «корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане».

Он настаивает, что «странная», «дикая» теория «родилась в Раскольникове потому, что мучительность его положения превышала размеры его сил и мужества».

«Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления, – пишет Писарев, – так точно, как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей.

Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящею и единственною причиною являются все-таки тяжелые обстоятельства».

Подобно другим левым, Писарев тенденциозно старается внушить читателю мысль, что теория Раскольникова не имеет ничего общего с воззрениями русских революционеров – мысль, вскоре опровергнутую появлением нечаевщины.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3898-kritika-o-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Анализ произведения Достоевского Преступление и наказание

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Произведение, являющееся одним из самых значимых в творчестве писателя, по жанровой направленности относится к стилю реалистического романа, содержащего в себе элементы психологической философии.

В качестве основной тематики рассматривает вопросы существования человека в неимоверных жизненных условиях, приводящего его к ощущению бессмысленности жизни и озлобленности в отношении всего человечества.

Композиционная структура романа представляет собой шесть частей и завершающий эпилог, при этом в каждой части имеется разделение на главы в количестве шести-семи.

В первой части романа писатель дает характеристику главному персонажу произведения, Родиону Раскольникову, описывая его образ существования, подготовку и совершение им преступного деяния. Последующее содержание романа содержит описание последующего за преступлением неизбежного наказания к Раскольникову, а также его раскаяние, описываемое в эпилогической части произведения.

Отличительной особенностью романа «Преступление и наказание» является применение писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности отображения действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности душевного настроения Раскольникова, выражающегося в ощущении полной потере жизненного смысла.

Произведение является уникальным, поскольку в повествовательном содержании присутствуют детективные, социальные, криминальные, философско-психологические и любовные мотива, а также гармонично переплетаются изображения реальной жизненной действительности и фантастики, выраженной в снах главного героя.

Раскольников представляется в романе в качестве самолюбивого, чувствительного, умного студента, который существует в атмосфере несправедливой нищеты, способствующей разработке им собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории.

Первая категория, с точки зрения героя, имеет целью поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, относящиеся ко второй категории, рождаются для развития человеческой цивилизации, поэтому вправе использоваться любые средства для продвижения новых идей, что и делает Раскольников, решившись на убийство старухи-процентщицы.

Роман включается в себя несколько сюжетных линий, в которых Раскольников принимает участие в том или ином смысле. Также помимо главного персонажа произведения писатель вводит иных центральных героев в образах Разумихина, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, сестры Родиона Дуни, изображенные в ярких, красочных характеристиках и усиливающих раскрытие ключевой проблематики романа.

Вариант 2

Роман «Преступление и Наказание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.

Главным героем книги является – бедный студент Родион Романович Раскольников.  Именно в отсутствии денег Раскольников видит основную причину собственных проблем, и проблем своих близких.

Роман начинается с того, что он вынужден заложить в старухи последнего ценную вещь.

Затем он встречает бывшего чиновника Мармеладова, который через бедность дошел до края и вынужден был отправить собственную дочь на панель.

Сестра Раскольникова Дуня также страдает из-за отсутствия денег – сначала она терпит издевательства помещика Свидригайлова, а потом обстоятельства принуждают ее к браку с мерзавцем Лужиным. Под влиянием этих проблем он решает пойти на преступление.

Само преступление для него является не просто средством получения наживы, а настоящей философской дилеммой.

Родион считает, что люди делятся на два типа: «твари дрожащие» серая масса, которая не способна на серьезные решения и должна соблюдать  законы, и «право имеющие» высшие люди, которые творят историю и для них не действуют общие законы.

В образе Раскольников Достоевский передает те чувства, которые переживала тогдашняя хорошо образованная, но бедная молодежь.  Эти идеи будут развиваться в течение всего девятнадцатого и двадцатого века порождая революции и новые политические режимы.

Под влиянием своих убеждений Раскольников убивает старуху закладчицу, которая наживалась на бедах других и заслуживала смерти. Случайно он убивает ее сестру, которая стала невинным свидетелем преступления.

После убийства Раскольников переживает моральный кризис, который приводит эго к пересмотру собственных взглядов. Убийство делает его чужим в мире людей, и ни одна философская теория не способна оправдать пролитую кровь.

Его поддержкой в нравственных страданиях становится дочь Мармеладова Соня. Она была вынуждена стать проституткой, но не потеряла свою душу и связь с Богом. Именно в ее уста Достоевский вкладывает свою основную идею.

Единственным спасанием для человека является – самопожертвование и соблюдение моральных принципов христианства. Тот, кто найдет Бога, сможет найти себя.

Под влиянием Сони и через внутренние страдания главный герой приходит к выводу, что он принадлежит к «тварям дрожащим» и не способен ни на какие «большие» поступки. Он признается в своем преступлении, и отправляется на каторгу в Сибирь.

Соня едет за ним и помогает ему, наконец обратиться к Богу, и обрести душевный покой. Окончание романа описывает то просветление, которое, в свое время пережил сам Достоевский после четырех лет ссылки.

Каторга позволяет потерянному Раскольникову переродиться, а самому автору превратиться в голос эпохи.

Литературный анализ

Первая публикация романа “Преступление и наказание” появилась в “Русском вестнике”. Восприятие у публики и критиков было разным, от восторга до резкого неприятия.

Основной тематикой романа стала общественная нищета, жизненные условия, которые угнетают личность человека. Так же через все произведение проходит тема протеста личности, которая пытается всеми методами преодолеть чувство безысходности.

Проблематика неправильных убеждений остается актуальной и сегодня. Концепция конформизма, которой придерживался Раскольников, сама по себе является разрушительной. Бездумное следование своим желаниям становится причиной появления произвола.

На страницах своего произведения автор пытается донести до читателя духовные жизненные ориентиры и ценности, соблюдая которые человек обретает нравственность и забывает о гордыне и эгоизме.

Достоевский учит тому, что следует жить ради своего ближнего, делать добрые дела на благо общества.

Именно поэтому Раскольников обращается к вере, которая призвана спасти измученную душу и помочь обрести надежду на спасение.

Композиционная структура романа включает 6 частей, в которые входит по 6 – 7 глав. Своеобразием романа является отсутствие хронологической последовательности в поступках Раскольникова. Таким подходом автор подчеркивает потерянное состояние, в котором пребывает главный герой. Мрачное настроение героя дополняют тусклые, невзрачные улицы Петербурга.

Также вниманию читателя представлен целый ряд других персонажей: Разумихин, Соня, Свидригайлов, Дуня. Черты характера каждого из них ярко представлены автором. Общая картина убожества дополняется аморальным поведением многих героев.

Роман “Преступление и наказание” принадлежит к психологическому и философскому направлению. Сам Достоевский определял свой труд как “психологический отчёт одного преступления”.

Это универсальное произведение литературы, в котором мастерски переплетается жанр детектива, криминала, психологии и философии.

Представлено сообразное сочетание ужасающей реальности будней жизни и фантастических снов Раскольникова.

← Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание← Анализ романа Идиот↑ ДостоевскийАнализ произведения Бедные люди →По произведению Преступление и наказание →

  • Карл Великий в Песне о Роланде сочинениеКарл Великий — центральный персонаж произведения «Песнь о Роланде». Герой является реальным историческим лицом, повелителем, который сколотил огромную империю.
  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написани)Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.
  • Сочинение Доброта и красотаМожет ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот
  • Семья Кабановых в Грозе Островского сочинениеПеред нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены.
  • Сочинение Влияние искусства на человека 11 классИскусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-proizvedeniya-prestuplenie-i-nakazanie

«Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Цитата: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

История создания

Достоевский отмечал, что замысел этого романа пришёл к нему ещё в ту пору, когда писатель отбывал каторгу. И более десяти лет спустя, в 1865 г., Достоевский подписывает контракт с книгоиздателем. Условия контракта кабальные, но деньги очень нужны. Писатель обязуется к ноябрю 1866 г. предоставить рукопись романа, получает гонорар и… проигрывает его в рулетку.

Живёт он на тот момент в отеле. Хозяева отеля не выселяют Достоевского, но прекращают кормить и отключают в номере свет. В таких условиях Достоевский практически дописывает роман, а потом сжигает его и пишет другой. Именно этот второй роман и известен нам как «Преступление и наказание».

Проблематика:

  • общественные проблемы (семья Мармеладовых);
  • нравственные проблемы (Родион Раскольников);
  • добро и зло (Родион Раскольников; Аркадий Свидригайлов);
  • право распоряжаться чужой жизнью (Родион Раскольников).

Смысл названия: название заставляет осмысливать представленную нам историю в философском контексте: всякое преступление влечёт за собой наказание. Причём наказанием может быть как лишение свободы, так и муки совести.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский роман.

Жанровые особенности: в «Преступлении и наказании» мы легко обнаруживаем черты разных жанров: это и детектив (мы изначально знаем, кто убил старуху, но вот выяснит ли это следователь Порфирий Петрович?), и бытовой очерк (как говорил сам автор, история о «бедненьких и пьяненьких»), и публицистический материал (имеется в виду включённая в роман статья Раскольникова «О преступлении»). При этом философский контекст, подкреплённый перефразированными и прямыми цитатами из Библии, не даёт нам забыть, что мы всё-таки имеем дело с философским романом, в котором решаются проблемы самого высокого порядка.

Время и место действия: действие романа происходит в Петербурге в середине XIX в. Сразу отметим, что Петербург в «Преступлении и наказании» — это тесные съёмные квартиры, похожие на гробы, тёмные переулки, трактиры, чёрные лестницы и всякие места, «где грязь и вонь, и всякая гадость».

Действующие лица

Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.

Алёна Ивановна — неприятная пожилая процентщица, которую убивает Родион Раскольников.

Лизавета Ивановна — сестра Алёны Ивановны, добрая простодушная женщина. Её Раскольников также убивает.

Порфирий Петрович — следователь; проницательный и умный мужчина.

Семён Захарович Мармеладов — опустившийся человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.

Катерина Ивановна Мармеладова — тяжело больная женщина, жена Семёна Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Любит вспоминать о своём благородном прошлом.

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — дочь Семёна Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Продаёт своё тело, чтобы прокормить детей Катерины Ивановны. Жертвует собой во всём.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Дьявольски сильный и умный человек. Развратный мерзавец. Увлечён Дуней Раскольниковой.

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.

Пётр Петрович Лужин — корыстный и расчётливый мелкий тип, «богатый жених» Авдотьи Романовны.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — приятель Раскольникова. Деятельный молодой человек, много трудится и не унывает.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, скромная добрая женщина.

Андрей Семёнович Лебезятников — нерешительный молодой мужчина, знакомый Петра Лужина.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель — немка, арендодательница. Семейство Мармеладовых снимает у неё жилье.

Зосимов — приятель Дмитрия Разумихина, врач.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Дмитрия Разумихина, служит в полицейской конторе.

Настасья — кухарка в доме, где снимает комнату Раскольников. Микола — рабочий, сознавшийся в убийстве Алёны Ивановны.

Краткое содержание

Раскольников планирует убить старуху-процентщицу, «бесполезную вошь». Для начала он навещает её и закладывает часы. По дороге назад Раскольников знакомится с Мармеладовым.

Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает.

Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.

Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.

Раскольников убивает Алёну Ивановну топором. Ему приходится убить и не вовремя вернувшуюся домой Лизавету. Студент забирает у процентщицы какие-то ценности, прячет их. На нервной почве сильно заболевает. За ним ухаживают Настасья и Разумихин.

Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.

Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог.

Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление.

Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).

Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.

В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.

Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.

На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.

Родион говорит Соне, что это он убил старуху-процентщицу. Соня жалеет его и понимает его муки. Раскольников, уступая просьбам Сони, кается в убийстве. Он сослан в Сибирь. Соня едет за ним.

В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.

Экранизации

«Преступление и наказание» (Россия, 1913); «Преступление и наказание» (США, 1935); «Преступление и наказание» (Франция, 1956, в главных ролях — Робер Оссейн, Марина Влади, Жан Габен); «Преступление и наказание» (СССР, 1969, в главных ролях — Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский); «Преступление и наказание» (Великобритания, 1979, короткометражный фильм); «Потрясение» (США, 1988); «Преступление и наказание Достоевского» (США, 1998, телевизионный фильм); «Преступление и наказание» (Великобритания, 2002, двухсерийная адаптация BBC); «Преступление и наказание» (США, Россия, Польша, 2002); «Преступление и наказание» (Россия, 2007, в главных ролях — Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В каком городе происходит действие романа «Преступление и наказание»?

Ответ. Действие романа происходит в Петербурге.

В чём суть теории Раскольникова?

Ответ. Люди делятся на обыкновенных и тех, кто «право имеет», выдающихся. Первые служат лишь материалом для великих свершений вторых, поэтому выдающиеся личности могут совершать любые преступления — закон над ними не властен. В качестве примера выдающегося человека сам Раскольников приводит Наполеона.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoprestuplenie_i_nakazanieraquo_f_dostoevskij.html

Почему стоит прочитать роман Ф. М. Достоевского

Критика по произведению преступление и наказание. Роман преступление и наказание в оценке критики

Недавно прочитав роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, написанный в 1865-1866 годах, я решила поделиться с вами впечатлениями о нем: рассказать историю создания великого произведения и выявить основные темы и проблемы.

История создания великого произведения

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

11 ноября 1821 г. в Москве на свет появился известнейший всему миру писатель Федор Михайлович Достоевский.

Жизнь писателя включала в себя практически все, что только могла: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере.

Еще при жизни с творчеством писателя ассоциировался такой эпитет, как «гениальное».

В русской литературе Достоевский занял место главного психолога и знатока человеческих душ. Цель его романов всегда заключалась в том, чтобы показать жизнь человека и его внутренний мир таким, коим является на самом деле.

В 1850-м году Федор Достоевский был отправлен на каторгу в Омск. Там он проживал самое тяжелое время своей жизни. Его тяжелое душевное состояние планировалось отобразиться, в уже зародившемся, будущем романе. Но писатель не торопился приступать к его написанию. В 1854 году он получает свободу

Остро нуждающийся в деньгах Федор Достоевский, в 1865 году подписывает договор с одним издателем, обязуясь к ноябрю 1866 г. предоставить новый роман.

Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене.

Платить за жилье было нечем, но владельцы не выгнали писателя, однако перестали кормить и отключили свет. В таких условиях Ф.М. Достоевский и начал работу над романом.

История создания романа близилась к завершению. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

Почему же стоит прочесть роман “Преступление и наказание”?

Экранизированный главный герой романа Родион Раскольников

Романы Достоевского наполнены жизненными переживаниями героев и очень подробно описаны. Это связано с тем, что для писателя, как вы уже поняли, самым главным является передать весь внутренний мир человека, его души понятным и красивым образом читателю.

Наверняка вы слышали о том, что Достоевский и Толстой похожи между собой и являются гениями одного направления (об этом мы говорим попозже). Но лично мое мнение, по поводу описания героев, больше лежит в сторону Достоевского.

Он мастер слова: каждое предложение наполнено большим количеством эпитетов, которые очень складно звучат, переплетаясь между собой, создавая гармонию чувств и образов описываемых персонажей. Текст не становиться занудным и скучным, а наоборот, все больше заинтересовывает читателя так, что невозможно оторваться.

Ты будто погружаешься с головой в героя или даже становишься на его места и переживаешь его судьбу.

А вот произведения Толстого, я считаю, очень тяжелыми и мало наполненными (но это сугубо мое мнение, от этого его произведения не становятся плохими, т. к. и Достоевский может не всем понравиться именно этой излишней краской предложений).

Так же в текстах Достоевского постоянно и в больших количествах присутствует монолог (т. е. мысли и думы героев, которые никто не слышит). Это еще более раскрывает героя, его характер, мировоззрение и его отношение к происходящему.

Что же касается проблем и тем, которые затрагивает Достоевский:

  • Проблема богатства и бедности
  • Проблема любви
  • Проблема отношений между матерью и сыном
  • Проблема самовлюбленности
  • Проблема самопожертвования
  • Проблема дружбы и преданности и др.

Это основные проблемы, которые можно выявить, если рассматривать роман поверхностно.

Что же роман может донести столь полезного до Вас?

Честно говоря, в нем содержится очень много посылов, которые один человек заметит сразу и задумается над этим, а второй даже внимания не обратит.

Для меня главным в произведении стало то, что человек, каким бы плохим он ни был, способен поменяться в лучшую сторону, если того сам захочет; если ты решишься на “преступление” (я имею в виду не только то, что входит в кодекс РФ, но и связанное с моральным состоянием) то в любом случае, как бы не скрывался, тебе придется принять наказание, ибо душу твою так и будут терзать совесть и вечный страх, которые не дадут тебе спокойно жить; и какое бы преступление ты не совершил, всегда найдется человек, которому ты сможешь излить свою душу, скинуть камень с плеч, который вылечит и подтолкнет тебя на тот самый тяжелый, но такой нужный шаг, который ты бы не смог совершить в одиночку.

Это позволило мне взглянуть по-другому на людей, окружающих меня. Я смогла разобраться в себе и найти решения проблем, которые меня так долго мучили.

Постоянно вспоминая жизнь героев и сравнивая их со своей, я понимаю, насколько мои трудности незначительны.

В героях я нашла частичку себя, что и связало меня с этим романом и гениальным писателем Федором Достоевским, с которого теперь я беру пример в письме и учусь законам жизни.

Что ж, мой дорогой читатель, хочу пожелать Вам удачи в познаниях литературы и ее тонкого мира. Найти свое произведение и своего писателя. Спасибо, что прочел до конца! Надеюсь, что была Вам полезна.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d821c7386c4a900adae9218/pochemu-stoit-prochitat-roman-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-5d874614aad43600aead7445

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: