Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

Содержание
  1. Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ
  2. Нормативное регулирование
  3. Признаки особенных зон
  4. Учёт территорий с особыми условиями землепользования
  5. Перечень и классификация особых зон
  6. Специфика выделения
  7. Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования
  8. Ограничения в использовании земельного участка
  9. Градостроительные регламенты
  10. Зоны с особыми условиями использования
  11. Зоны для объектов культурного наследния
  12. Санитарно-защитные зоны
  13. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года
  14. I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории
  15. 2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики
  16. 2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства
  17. Участок попал в водоохранную зону, что делать?
  18. Запреты в водоохранной зоне
  19. Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать
  20. Садовый участок попал в водоохранную зону
  21. Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?
  22. Земельный участок попал в зону с особыми условиями использования: можно ли потребовать его выкупить?
  23. ПРИЗНАКИ ЗОУИТ:
  24. Ограничения из-за ЗОУИТ
  25. Защита интересов собственника
  26. Условия для выкупа
  27. На заметку
  28. Процедура выкупа

Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ

Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

В нашей стране некоторые земли получают статус зона с особыми условиями использования территории — что это и в каких случаях применяется? Согласно нормативам, приведенным в Земельном законодательстве РФ, определенные участки могут получать особые полномочия, регламентирующие их свойства, действия, производимые на них, включая действия лиц, находящихся на территории.

Нормативное регулирование

Нормативные акты, используемые на особых территориях, подлежат обязательному оглашению лицам, которые будут задействованы или уже находятся в зоне.

Чтобы придать особый статус зоне, местный или государственный орган контроля должен внести специальную информацию в кадастр об изменении свойств территории.

После чего на местности должны быть установлены опознавательные знаки, содержащие информацию об особой земле. Эту же информацию отображают на планах и схемах, которые используются при градостроительном зонировании.

Когда территория уже имеет собственника, государственный орган, выдавший распоряжение на изменение свойств, обязуется оповестить гражданина о новых правилах использования.

В таком случае могут наложить особые ограничения на использование участка либо даже переселить гражданина, если уровень опасности будет грозить его здоровью.

При этом каждая охраняемая зона в обязательном порядке получает свои правила посещения или нахождения на ней.

Как уже говорилось ранее, такие участки могут быть в собственности лиц, а потому владельцы могут подвергнуться некоторым ограничениям. В основном власти выдают предписания о том, как именно необходимо использовать земельный участок. А также прописывают действия, которые будут запрещены после введения нормативного акта и изменения свойств надела.

Территориально такая зона может занимать не один гектар, а потому все сведения подлежат обязательной записи в госкадастр. Создание особых зон происходит в местах, где спецобъект подвергается внешним факторам либо сам влияет на окружающую среду, а потому требует защиты со стороны государства. Как ни странно, сам объект не является частью участка, а лишь служит его образующим фактором.

Поскольку процесс создания зоны подразумевает накладывание особенных полномочий на земельный надел, на нем может быть введен пропускной режим либо составлены правила посещения и нахождения на объекте. Для исполнения всех требований территорию могут защитить охранным предприятием. Оно будет наделено дополнительными правами, позволяющими поддерживать порядок.

Зачастую зона по своей территории в несколько раз превышает сам объект, это прописано специальными нормами. В случае если они имеют одинаковый размер, информация заносится в нормативный акт. Охраняемый объект или источник опасности должен иметь собственную границу, а потому при расчете зоны он не считается.

На практике этот процесс выглядит следующим образом: проложенный под землёй коммуникационный канал имеет собственные размеры, но для его полноценной защиты вокруг него создают некую границу, в несколько раз превышающую габариты. Доступ к объекту имеется только у специальных органов, запрещается перекапывание территории, а также строительство капитальных построек над и около линии.

Признаки особенных зон

Как выглядит карта зон с особыми условиями использования территории? Практически у каждого градостроительного плана имеется своя карта. Ее создание обуславливается целым спектром факторов.

Например, обеспечением безопасности населения и созданием специальных условий для функционирования объектов промышленного, военного или государственного значения.

А также определенные зоны, которые позволяют оградить человека от радиоактивного воздействия, от электростанций или загрязнённых участков земной поверхности.

Поводом для формирования охранной зоны может стать закон ООПТ, по которому все природные заповедники, заказники, а также памятки природы подвергаются обязательной охране со стороны государства либо органа местного самоуправления. Это позволяет создать условия для оптимального функционирования территории, оградить ее от негативных факторов, таких как разграбление или загрязнение.

Земли, находящиеся в постоянной собственности граждан, могут быть изъяты только в том случае, если правообладатель нарушит нормы использования данной территории.

При этом местные органы имеют право вынести постановление о прекращении или ограничении действий человека в зоне для сохранности ее в нормальном состоянии.

Подобные действия могут обуславливаться повышенной опасностью объекта, например, при сильном воздействии на здоровье окружающих.

Учёт территорий с особыми условиями землепользования

Итак, для постоянного мониторинга зон с особыми условиями их границы в обязательном порядке указываются на плане, а информация об этом вносится в кадастровый учет.

На местности при этом могут возникать как ограждения, так и простые оповестительные знаки, сообщающие информацию об особой территории.

Последние являются государственной собственностью, а потому их повреждение или перенос карается законом!

Информация для постановки на учет ЕГР:

  • индивидуальное обозначение;
  • кадастровая информация;
  • информация об органе, принявшем решение об изменении свойств территории (может выступать как местный, так и федеральный орган), включая их реквизиты;
  • основная информация об ограничениях, которые были присвоены участку земли.

В последующем информация о свойствах территории должна быть задокументирована и указана в градостроительном плане. При этом она должна быть использована при зонировании территорий в будущем, поэтому кадастровую выписку следует занести в базу данных. Ее также позволительно использовать как аргумент при межевании отдельных территорий.

Перечень и классификация особых зон

  1. Охраняемые территории. В эту категорию входят объекты, предназначенные для выработки и подачи электропитания. Госорганы закрывают территорию с электростанциями, а также занимаются контролированием зон, на которых расположены электросетевые кабели, линии электропередач.

    В данную категорию можно отнести коммуникационные сооружения и линии прокладки водо-, газоснабжения.

  2. Водные территории, включая прибрежные участки. Под данную категорию подпадают все водные ресурсы, находящиеся в городской и пригородной черте.

    Помимо рек и озер, государство также защищает от прохода и нецелесообразного использования участки земли, на которых в весенний период наблюдается подтопление грунтовыми водами.

    Дополнительно местная власть может взять под охрану и изменить категорию территории, если на ней обнаружены крупные стаи рыбы либо места зимнего отстоя рыбных ресурсов.

  3. Санитарно-защитные зоны. Территории вокруг предприятий и иных объектов, требующих защиты от посторонних.

Данный список может пополняться и новыми объектами, если таковые потребуют защиты. В основном перечень зависит от региональных и климатических условий. Как уже говорилось ранее, охранная зона практически всегда превышает размеры охраняемого объекта, а потому может задевать даже лесопарковые территории.

Специфика выделения

На всех территориях, подверженных охранным действиям со стороны государства, создаются специальные условия, обеспечивающие сохранность объекта и регламентирующие действия работников и посетителей. При зонировании власти руководствуются сводом правил, указанным в нормативных актах.

На практике каждая зона обладает не только защитной функцией. Инженеры стараются заблаговременно продумывать дальнейшее развитие и использование территорий. Последнее действие отражается на градостроительном генплане.

Землеустроительная комиссия может выделить территорию для обеспечения безопасности граждан либо для поддержания функционирования объекта. В случае с природными зонами комплекс охранных мер предназначается для защиты животного и растительного мира, а также для поддержания функционирования отдельных экосистем.

Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования

Основные проблемы с зонированием возникают у собственников участков, которые располагаются в непосредственной близости от охраняемых объектов.

Поэтому мы советуем тщательно проверять генплан застройки либо кадастровую информацию по району, в котором будет производиться покупка участка и возможное строительство недвижимости.

Чтобы понять, что это зона с особыми условиями, достаточно проверить на плане наличие спецобозначений либо инженерных сетей, проходящих в непосредственной близости с границей надела.

Распространённым случаем являются подземные коммуникации, которые были заложены давно, а застройщик, приобретший участок, невнимательно изучил территорию. В таком случае на месте прохождения кабеля или трубопроводов возникает защитная зона, и при строительстве возникают сложности. Ситуация осложняется тем, что большинство коммуникаций располагается под землей, и они не видны снаружи.

В судебной практике также случались случаи, когда купленная территория, спустя несколько лет, стала попадать в охранную зону.

Такой вариант событий возникает в тех поселениях, которые только застраиваются, и новые технологические объекты (наносящие вред здоровью человека) еще не построены.

Столкнувшись с этим, многие граждане вынуждены переселяться, ведь строительство таких сооружений не всегда внесено в генплан.

Единственное, где можно получить информацию о возможности появления таких объектов, это у инженеров, занимающихся зонированием территорий, а также их классификацией. Но, увы, такая информация практически недоступна для простого гражданина.

Проблемы с СЗЗ (санитарно-защитные зоны) возникают постоянно, ведь даже указав их на генеральном плане, невозможно полностью просчитать весь уровень, следовательно, защитить население от возможного воздействия. Такая территория будет подвергаться многочисленным корректировкам и реконструкциям в процессе своего функционирования.

Элементарным примером может выступать мегаполис. В процессе зонирования многие коммуникационные объекты были спланированы и отражены на плане, но нормы и правила их установки, а также эксплуатации, постоянно меняются.

При этом объект может устанавливаться не в центре планируемой территории, а несколько сдвинут. Такие процессы распространены на сложных почвах и в горной местности.

Охранная зона либо изменится в размерах, либо будет смещена.

Сразу следует отметить, что любые действия с зонами СЗЗ должны быть задокументированы и отправлены в ЕГРН.

В законодательстве особой ответственности за неисполнение такого действия не предусмотрено, а потому многие собственники и лица, наделяющие земли особыми правами, игнорируют это действие, и информация в реестр не вносится.

В дальнейшем из-за такой халатности могут начаться судебные разбирательства и поиск виновников. При этом собственник участка, только приобретший территорию, может рассчитывать на получения свода правил по использованию земельного участка, ни о какой компенсации речи не идет.

Подобные проблемы привели к тому, что многие собственники земельных наделов даже не получили информации о том, что их участок находится в СЗЗ, тем самым подвергается обременению.

Единственный способ получить точную информацию — самостоятельно читать схемы и планы застройки, которые удается найти в открытых источниках.

При этом получить подробную информацию о вхождении участка в СЗЗ можно от органов местной власти, направив туда специальный запрос.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/osoboe-uslovie.html

Ограничения в использовании земельного участка

Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается.

Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей.

Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров, 
  • определяется этажность застройки, 
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Источник: http://stroynedvizhka.ru/zemelnie-uchastki/ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemelnogo-uchastka/

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.

I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.

Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.

Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.

Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.

Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:

-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;

-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.

Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды” в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ееустановления;

2) особый объектохраны;

3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;

4) ее размеры играницы;

5) процедуру и порядок ееустановления;

6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:

-особенности использования земельных участков;

-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;

-запреты и ограничения;

8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.

2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики

Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.

Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:

-Постановление Правительства РФ от24.02.

2009 N 160 “О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон”;

-Постановление Правительства РФ от18.11.

2013 N 1033 “О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон”.

Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовоерегулирование:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258

Участок попал в водоохранную зону, что делать?

Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы расскажем, какие могут возникнуть сложности, если Ваш участок и расположенный на нем дом (иное строение, сооружение) полностью или частично попали в водоохранную зону. Итак участок попал в водоохранную зону или прибрежную полосу, что делать?

незаконные работы в водоохранной зоне ручья

Достоверно известно, что в последние годы надзор за соблюдением природоохранного законодательства становится все более строгим, в том числе это касается водных объектов и прилегающих к ним территорий – водоохранных зон.

За несогласованную деятельность в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе сейчас можно получить целый ряд административных штрафов, например, за эксплуатацию здания без очистных сооружений, за земляные работы, размещение грунта на берегу и др.

Как же определить, что Ваш участок попал в водоохранную зону? Это можно сделать двумя способами.
Способ номер 1.

Найти Ваш участок на публичной кадастровой карте, во вкладке «слои» включить слой зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

После этого вдоль водного объекта должна появиться зеленая полоса, это и будет водоохранная зона. Смотрите, попадаете вы в пределы водоохранной зоны или нет.

Способ номер 2. Заказать выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) и в разделе «ограничения, обременения» посмотреть, есть обременение «водоохранная зона» или нет.
Указанные способы подойдут только, если водоток или водоем является крупным и его водоохранная зона внесена в ЕГРН. Как быть, если в ЕГРН она отсутствует?

Рекомендуем в такой ситуации руководствоваться общими требованиями ст.65 Водного кодекса и вначале самостоятельно определить расстояние от интересующего участка до уреза воды.
Предположим, мы выяснили, что участок попал в водоохранную зону. Давайте разбираться, какие это может иметь последствия,

Запреты в водоохранной зоне

Основную опасность нахождение в водоохранной зоне может представлять для собственников автозаправочных станции и СТО, если эти станции были построены после 2013 года. По иску природоохранного прокурора такие объекты могут снести, что порождает частые Земельные арбитражные споры по данной тематике. На те объекты, которые были возведены до 2013 года, законом установлена амнистия.

Возникает вопрос, как избежать сноса АЗС или СТО, если по документам они попали в границы водоохранной зоны.

Чтобы узаконить построенную АЗС или СТО, необходимо выполнить корректировку положения границы водоохранной зоны, что далеко не всегда возможно.

В каждой конкретной ситуации нужно проконсультироваться со специалистом в области природоохранного законодательства, который ведет судебные процессы по оспариванию водоохранной зоны.

Особенно важным обстоятельством при решении указанного вопроса будет являться наличие или отсутствие водоохранной зоны в ЕГРН. Если ее границы еще не установлены, то можно в бассейновые органы предложить свои варианты местоположения водоохранной зоны.
В этом случае Вам будет нужна помощь кадастрового инженера, который знает порядок определения границ водоохранных зон.

работы по определению границ земельного участка в водоохранной зоне

Часто имеют место случаи, когда дом попал в водоохранную зону. Было даже такое, что целый строящийся коттеджный поселок попал в водоохранную зону.
Тогда при возведении жилых домов может возникнуть много дополнительных проблем. Основным требованием к дому будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору.

Также при строительстве домов ИЖС в водоохранной зоне следует учитывать, что за складирование грунтов в прибрежной защитной полосе можно получить штраф до 400 тысяч рублей.
Когда вы будете получать разрешение на строительство в водоохранной зоне, а потом акт ввода в эксплуатацию, органы архитектуры могут запросить у вас документы, подтверждающие наличие очистных сооружений.

Давайте рассмотрим также вариант, когда предприятие попало в водоохранную зону. В этом случае важно, чтобы земельный юрист предложил четкий порядок действий. Необходимо следующее. 1. Проверить, действительно ли предприятие расположено в пределах водоохранной зоны.

2. Если это подтвердится, то далее – проверить, насколько виды деятельности предприятия согласуются с требованиями ст. 65 Водного кодекса.

Обращаем Ваше внимание, что позиция судов и надзорных органов не всегда совпадает с тем, как понимает и трактует данную норму закона человек, не имеющий юридической подготовки. Правильно истолковать соответствие или несоответствие видов деятельности указанной статье сможет юрист с опытом в природоохранном законодательстве.

3.Если предприятие попало в водоохранную зону и его деятельность противоречит ст.65 Водного кодекса – разобраться, как подвинуть водоохранную зону и возможно ли это сделать в данной конкретной ситуации.

Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать

Если участок расположен в береговой полосе общего пользования, то права собственника такого участка могут быть сильно ограничены. Он обязан предоставить право прохода по своей территории в пределах 20-ти метровой береговой зоны. Такая обязанность прямо предусматривается в ст.

6 Водного кодекса. Кроме того, такой участок может быть изъят в пользу государства по иску природоохранного прокурора. Особой проблемой может стать построенная баня на берегу, поскольку поведение объектов, препятствующих проходу (проезду) будет также являться нарушением законодательства.

незаконное ограждение подхода к ручью

Решением данного вопроса в ряде случаев может стать уточнение сведений о границе водного объекта (береговой линии), от которой устанавливается береговая полоса общего пользования.

Садовый участок попал в водоохранную зону

Это несколько менее сложный случай, поскольку для садоводств устанавливаются льготные условия. В садоводстве вместо очистных сооружений можно установить приемники из водонепроницаемых материалов.

Однако, следует учесть, что если садоводческий участок попал в водоохранную зону, однозначную правовую оценку по возможности ведения на нем хозяйственной деятельности сможет дать только природоохранный юрист.

Также следует иметь ввиду, что для ИЖС данные правила не распространяются.

Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%83-%D1%87%D1%82%D0%BE/

Земельный участок попал в зону с особыми условиями использования: можно ли потребовать его выкупить?

Карта зон с особыми условиями использования территории. Ограничения в использовании земельного участка. Зоны с особыми условиями использования территории земельный кодекс

В августе 2018 года в Земельном кодексе появилась глава, регулирующая зоны с особыми условиями использования территории. С этого момента закон позволяет собственникам земли и строений, попавших в такую зону, потребовать их выкупа. Как это сделать на практике? Что делать собственникам недвижимости, если они потребовали выкупа и получили отказ?

Павел Лобачев,

ведущий юрист Land Law Firm / Содружество Земельных Юристов

Охранные, санитарно-защитные, а также иные зоны с особыми условиям использования территории (ЗОУИТ) предусмотрены законодательством уже давно. Однако систематизировали их совсем недавно. В частности, закрытый перечень ЗОУИТ (теперь их 28) появился в Земельном кодексе только 3 августа 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

ПРИЗНАКИ ЗОУИТ:

  • распространяется на определенную ограниченную территорию
  • предусматривает специальный правовой режим, ограничивающий использование земельных участков и недвижимости, попавших в нее
  • устанавливается в связи с размещением особого объекта природного или искусственного происхождения
  • устанавливается с определенной целью: защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов, охраны окружающей среды

В отношении каждой из зон Правительство должно принять постановление, которое зафиксирует порядок ее установления и изменения, ограничения, которые эти зоны устанавливают, и т.п. Но на сегодняшний день постановления приняты в отношении далеко не всех ЗОУИТ. Поэтому в ряде случаев руководствоваться приходится ранее действовавшим законодательством.

Ограничения из-за ЗОУИТ

Основная специфика таких зон заключается в ограничениях, которые они накладывают на земельные участки и строения, попадающие в эту зону. Ограничения условно можно разделить на два вида:

  • связанные со строительством (строительство запрещено вовсе / запрещено строительство определенных объектов / строительство допускается по согласованию с лицом, в интересах которого установлена ЗОУИТ);
  • запрещающие использование земельного участка или определенные виды деятельности (например, в охранной зоне железной дороги нельзя проводить земельные работы).

Появление ЗОУИТ практически всегда влечет негативные последствия для владельцев земли и недвижимости, попавших в такую зону.

Защита интересов собственника

Чтобы компенсировать собственнику земли и недвижимости, попавших в ЗОУИТ, негативные последствия, закон предусмотрел два механизма.

Первый механизм — возмещение убытков (ст. 57.1 ЗК РФ):

  • связанных со сносом недвижимости, приведением ее параметров в соответствие с ограничениями, с переездом;
  • связанных с изменением стоимости имущества;
  • возникших из-за невозможности исполнять обязательства перед третьими лицами.

Убытки можно было потребовать и до изменений в Земельном кодексе, однако широкого распространения этот механизм не получил.

Второй механизм – выкуп земельного участка (п. 7,8 ст. 107 ЗК РФ) — появился в августе 2018 года:

  • собственник вправе потребовать от лица или органа, в чью пользу установлена ЗОУИТ, выкупа недвижимости. Цена выкупа определяется на дату до установления ЗОУИТ;
  • если недвижимость принадлежит лицу на каком-то ином праве, правообладатель может потребовать возмещения за прекращение прав.

Условия для выкупа

Условия для выкупа отличаются в зависимости от того, когда появилась ЗОУИТ.

Если ЗОУИТ появилась после вступления в силу поправок в ЗК РФ (после 03.08.2018), условия для выкупа следующие (п. 7, 8 ст. 107 ЗК РФ):

  • земельный участок и недвижимость на нем – в собственности;
  • появление ЗОУИТ делает невозможным использование земли и недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • требование заявляет правообладатель участка;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались.

Требование о выкупе можно направить не позже чем через 5 лет со дня, когда ЗОУИТ установили или правообладатель об этом узнал.

Потребовать выкупа можно и в том случае, если ЗОУИТ установили до изменений в ЗК РФ (до 03.08.2018). В этом случае условия для выкупа следующие (ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ):

  • земельный участок и недвижимость на нем приобретены до появления ЗОУИТ либо в правоустанавливающих документах не было информации о ней;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались;
  • использование земельного участка или недвижимости на нем невозможно из-за того, что они находятся в границах ЗОУИТ, указанной в ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

На заметку

Последнее условие для выкупа недвижимости в ЗОУИТ, установленной до 03.08.2018, допускает два варианта толкования:

      1. право требовать выкупа могут только те правообладатели, которые должны привести объекты в соответствие с ЗОУИТ;
      2. право требовать выкупа возможно в любом случае, если ЗОУИТ установлена до 1 января 2022 года и сведения о ней есть в ЕГРН.

Судебная практика, пусть пока незначительная, в большей степени склоняется ко второму подходу (Решение АС Московской области от 26.02.2020 по делу № А41-89627/19).

Процедура выкупа

Порядок заключения соглашения о выкупе должно установить Правительство (п. 10 ст. 107 ЗК РФ). Однако на сегодняшний день такого порядка нет. Означает ли отсутствие порядка отсутствие права требовать выкупа? Можно ли попытаться потребовать выкупа в такой ситуации?

Правообладатели уже сейчас принимают попытки потребовать выкупа недвижимости, попавшей в ЗОУИТ. Правда, некоторые суды считают, что поскольку порядка выкупа нет, ответчик своим бездействием закон не нарушает (Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.04.2019 по делу № 2а-109/2018).

Возможно, дело здесь в способе защиты: истцы в таких случаях просили суд признать незаконным бездействие ответчика. Павел Лобачев предложил пойти по другому пути.

Источник: https://shortread.ru/zemelnyj-uchastok-popal-v-zonu-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-mozhno-li-potrebovat-ego-vykupit/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: