Державин Властителям и судиям (Анализ стихотворения, стиха). «Властителям и судиям», анализ стихотворения Державина

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Державин Властителям и судиям (Анализ стихотворения, стиха). «Властителям и судиям», анализ стихотворения Державина

Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.

Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.

Одним из знаменитых произведений автора является стихотворение “Властителям и судьям”. Это стихотворение как нельзя лучше показывает положение власти в стране в момент его написания. Более того, оно так же показывает то, что спорить с властью в те времена было не просто бесполезно, но и опасно для своей жизни и судьбы.

С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.

Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.

Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.

Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.

Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит  власть на местах, за спиной императрицы.

В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить,  нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.

Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Екатерина II, испытывавшая интерес к французским революционерам поощряла среди служителей пера высказывания своего мнения в адрес власти и государственного строя.

  Именно поэтому  данное стихотворение Державина, написанное в 1780г, получило огласку.

В данное время Гаврила Романович как раз занимался государственной деятельностью, и как никто другой был максимально близок с теми, кто стал   героями его обличительного стиха.

Основная идея данного произведения заключена в том, чтобы указать людям, обладающим властью, на их слабые стороны, а главное  донести происходящие злодейства до ушей императрицы. Державин в данном тексте выступает в роли своеобразного народного глашатая, который словно бичом бьет  по больным местам монархической системы 19века.

В первом стихотворном элементе перед нами предстает образ всевышнего бога, который пытается судить земных богов, под которыми подразумеваются короли и цари всей земли, и не только Российский правитель. Удивительным образом эти люди, возвысили себя до уровня богов, заставили поклоняться себе своих подданных,  забыв о  простых истинах, которые далее раскрываются по тексту.

Во второй части своего текста поэт напоминает  о том, в чем заключается истинная работа «властителей».

Со своей деятельностью никто из них не справляется, все погрязли во взяточничестве, все боятся быть наказанными за справедливость кем-то, кто обладает большей, чем они властью, несправедливость, царящая на земле, уже достигает небес, за счет молитв и плача униженных людей.

Далее  поэт абсолютно разочаровывается в царствующих особах, спускает их с пьедестала почета, указывая на то, что они так же обладают своими слабостями, страстью к деньгам, славе, власти. А самое главное, они не смотря на все свои богатства все же остаются смертными, и уйдут из этого мира незаметно, подобно опавшему листу.

В момент их ухода все их регалии падут  и будут они наравне со своими подданными, так как похоронят их в одну и ту же землю. Последняя часть стихотворения является своеобразным криком о помощи всему человечеству. И люди, потеряв всякую надежду на справедливость властителей, молят лишь Господа о спасении.

  Именно он, благодаря своей справедливости, имеет право называть себя единым царем земли.  Именно в этом и заключено различие богов земных и Господа, он честен в первую очередь перед собой,  а после перед теми, кто вверил ему свои жизни и судьбы.

Он не боится наказывать сильных, он слышит призывы слабых, его власть заключена в равной доле любви и наказания, ко всем, кто заслуживает этого.

Анализ стиха №3

Уже по заглавию стиха, понятно, к кому Гавриил Романович Державин обращает свои обличительные слова – к властителям и судьям, которые названы земными богами ещё вначале произведения, потому что богами в древние времена Израиля назывались судьи, так как они своим правом судить и властвовать, уподоблялись верховному судье и властелину всего мира – Богу.

В стихе показано, какими были начальствующие иудейские судьи, жившие в ветхозаветные времена до нашей эры. За то, что они, поступали неправедно и противозаконно, вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, поэт их обличает и исторически представляет уровень их аморального падения.

Завершение строгих поэтических речей знаменуется приговором, предрекающим падение и смерть отступников, и воплем к Богу о том, чтобы он воцарил справедливость на землю и прекратил беззакония многих.

Данное стихотворение было основано поэтом на восемьдесят первом псалме священного писания ветхого завета, где судьи, за своё отступление от истины, подверглись Божьему суду.

В картине безнравственности власть имеющих людей, автор предоставил читателем судить не только о том времени, в котором происходили эти события, но и о всяком другом времени, когда за власть брались недостойные люди.

То, что Бог, превыше всякой власти, начальства и суда и то, что Он заботится о государственном устройстве каждой страны, нельзя не заметить в произведении, если внимательно к нему отнестись.

Ведь в самом деле, власть создана самим Богом, для поддержания порядка на земле.

И как не кто другой, Он более всех заботится о том, чтобы управление государства каждой страны, происходило правильным и законным образом.

Мораль этого произведения такова, что за каждый неправильный проступок, человек будет отвечать перед Богом в день суда, что не вечно злу занимать победное положение, что рано или поздно добро всегда восторжествует!

Вариант №4

За время своего пребывания на государственных службах Державин сделал вывод о том, что в империи России неоднократно происходит нарушения законов.

Он пытался всеми силами противостоять этому, но его попытки не увенчались успехом, так как поэта не нашел помощи в обществе. Все кто нарушал закон, без проблем обходили наказание стороной и выходили сухими из воды.

И именно в тот момент отчаяния Державин решил писать псалом.

Первый написанный псалом поэт пробовал протолкнуть в одну популярную в те времена газету Санкт-Петербурга, но работники газеты, побоявшись публикации, вырезали его , не допустив в тираж.

Поэт на этом не остановился и в обновленном виде через пять лет, придав стихотворению некую напыщенность, опубликовал свое произведение.

Вдобавок к этому ему пришлось сменить привычное название псалма на название «Властителям и судиям».

тема произведения заключается в том, что Державин сталкивается с несправедливостью вокруг себя, видит как происходит нарушение законов, как издеваются над беспомощными людьми, как происходит правление зла и ненависти в мире.

Поэт обладает множеством разных идей и никогда не стоит на месте. Он создает собственный поэтический стиль, который не оставляет неравнодушных людей. Под конец жизни поэт даже выпускает различные сборники с объяснениями своего своеобразного творчества.

Там он детально описывает жанры и концепции своих од. Произведение Властителям и судиям для поэта является гневным, несмотря на то, что его основная часть – это библейская поэзия.

Наличие множества образов, своеобразного стиля присущего поэту, а также различных восклицаний, обращений, вопросов и других пунктов формирует и создает это произведение.

Все эти приемы создают для оды особое звучание, благодаря которому Державин получил огромную аудиторию читателей. И, несомненно, перед слушателями открывается та самая гневная ода, отражающая все негодование поэта, который видит перед собой несправедливость жизни, и который призывает исправляться и не совершать грехов.

Это произведение найдет своего читателя и в наше время, так как актуальная проблема высокой власти, пренебрежение законами, остается и по сей день.

Анализ стиха Властителям и судиям Державина

Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга.

Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени.

Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием.  Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям».

В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.

«Властителям и судиям» – представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом.

Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности.

Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.

«Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?»

Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды.

Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не».

Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом.

Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире.

Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей.

Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей.

«Неправедные», «злые», «падете» – эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.

Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.

К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.

7, 9 класс, кратко по плану

  • БаратынскийЗамечательный лирик, мыслитель, философ представитель интеллигенции 19 века – Е.А. Баратынский, один из крупнейших литературных деятелей, творчество которого нельзя оставить без внимания
  • Анализ стихотворения Некрасова Памяти ДобролюбоваНекрасов познакомился с Николаем Александровичем Добролюбовым в стенах журнала «Современник» в 1858 году. Некрасов тогда был совладельцем этой газеты, а Добролюбов пришел работать туда публицистом. Молодой,
  • Анализ стихотворения Фета Дождливое летоФет очень талантливый писатель, он всегда описывает природу, людей и все что есть на этой планете. Самое дорогое для него, это внутренний мир, которым писатель очень дорожит. В его произведении ” Дождливое лето” описывается погода которую он
  • Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасивоБорис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей.
  • Анализ стихотворения Бальмонта ОсеньК. Д. Бальмонт является одним из самых известных русских символистов, творчество которого вдохновляло множество других поэтов серебряного века. За свою жизнь К. Д. Бальмонт опубликовал несколько десятков поэтических сборников

Источник: https://analiz-stihov.ru/derzhavin/vlastitelyam-i-sudiyam-7-9-klass

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р

История создания.

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве.

Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу.

Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала.

В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации.

Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

Источник: https://jiyuu.su/sochineniya/vlastitelyam-i-sudiyam-analiz.html

Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.

Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.

История создания стихотворения Гавриила Державина

Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.

Державин Гавриил Романович (1743-1816)

Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.

Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.

Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.

Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.

Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».

После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере. 

Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.

Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.

Тема и идея стихотворения

тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.

Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.

Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.

Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.

Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.

Жанр, направление и композиция

Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.

У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.

Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший. 

Условно стих можно разделить на 3 части:

  1. Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.

  2. Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.

  3. Третья часть – возмущенное и гневное требование Божьего возмездия.

Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.

Стихотворный размер

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:

  • судит – будет (глаголы);
  • невинных – бессильных (прилагательные);
  • покров – оков (существительные);
  • знают – потрясают (глаголы).

Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).

Средства художественной выразительности

Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.

Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:

  • риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
  • неоднократные обращения;
  • повторяющиеся вопросы;
  • использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
  • синтаксические повторы.

Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного. 

Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:

  1. Сравнения«как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.

  2. Своеобразные метафоры«исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».

  3. Эпитеты«последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.

Слог стиха прост и величествен одновременно.

Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску. 

Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.

Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/analiz-vlastitelyam-i-sudiyam.html

«Властителям и судиям», или Державинская экспрессия и ярость

Державин Властителям и судиям (Анализ стихотворения, стиха). «Властителям и судиям», анализ стихотворения Державина

страница » Школьное » Стихи

Меню статьи:

Гавриила Романовича можно назвать символом российского Просвещения. Собственно, его творение – «Властителям и судиям» – это синтез ключевых идей этой эпохи. Дата написания этого произведения – 1870 год.

Текст был опубликован «Санкт-Петербургским Вестником». Однако при публикации этого произведения поэт столкнулся с некоторыми трудностями.

Несмотря на обстоятельства, обличающая ода, представляющая пороки современного Державину общества, вышла на страницах популярной газеты.

Время, когда творчество Державина находилось на пике, – это, прежде всего, эпоха господства классицизма в русской и мировой литературе. Его стихотворение “Памятник” –  первый в русской литературе образец автобиографической поэзии. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

На самом деле, писатель зашифровал в тексте аллюзию – ссылку на библейские псалмы Давида. При этом автор сохранил злобный, яростный пафос псалмов, соединив библейский мотив с чисто «русским» возмущением. Державина злила и раздражала элита общества, «сильные мира сего». Удивительно, но столь храбрый текст-нападение успешно дошел до своего читателя.

Из истории написания произведения

Анализируемое стихотворение занимает одно из важнейших мест в державинском наследии. Для писателя характерна эмоциональная и экспрессивная манера письма.

Державин стремится привлечь внимание читателей к проблемам алчности, жадности, ненасытности бюрократов.

За острой социальной и философской составляющей стиха скрывается детальное описание болезненного состояния российского общества в XVIII веке.

Для Державина описанные в произведении проблемы были особенно важны, ведь Гавриил Романович – не только известный поэт, но еще и именитый государственный деятель. Державин многие годы был высокопоставленным чиновником.

Державин впервые выступил в качестве поэта в 1773-м. Через четыре года писатель занял пост статского советника в Сенате. Кроме того, Державину предоставили членство в Российской академии. Поэт участвовал в подготовке к изданию толкового словаря – первого в истории России.

Весной 1784-го Державин возглавил Олонецкое наместничество. Также писатель пытался улучшить состояние судов, администрации и финансов в Петрозаводске. Державин даже реализовал проект городской больницы – тоже первой в России. В 1780-х годах поэт возглавляет Тамбовское наместничество.

Державин открывал народные училища, типографии, театры, способствовал изданию местной газеты и т. д. Словом, Гавриил Романович проявлял себя идейным государственным служащим. В 1790-х годах Державин служит кабинет-секретарем при императрице Екатерине Второй. А вскоре поэт получает звание тайного советника.

Через два года после этого – возглавляет Коммерц-коллегию. Новый век, XIX-й, Державин открывает на посту министра юстиции России.

Несмотря на успехи, Державин разочаровался в управленческой системе империи, потому что увидел, как много в ней недостатков. Поэт уверился: без кардинальных перемен не обойтись.

Эти настроения Державин передал в произведении, озаглавленном «Властителям и судиям».

Поэтому, когда мы говорим об истории создания этого шедевра, то обязательно обращаемся к историческому и политическому контексту.

Краткая ремарка о взглядах Державина

Гавриил Романович вошел в историю как сознательный монархист. Однако, вопреки этому факту, и придворные, и Екатерина Вторая восприняли державинское произведение критично и негативно. Императрица даже увидела в этом тексте революционные призывы, хотя на самом деле Екатерине нравился Державин.

Но писатель совершенно не имел в виду революции, не собирался ломать до основы существующий государственный строй или устраивать переворот. Державина всего лишь волновала господствующая в обществе несправедливость. Поэтому поэт – как мог – обличал пороки современного ему общества.

Собственно, этот обличительный стиль положил начало новым тенденциям в русской литературе.

Восстал всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?..

Таким образом, литературоведы совершенно правы, рассматривая эту оду как смелый и реакционный текст. В частности, слово «карай» можно расценить как призыв к свержению нынешнего политического порядка.

Екатерина Вторая не изменила своего мнения о Державине, хоть и несколько возмутилась его творением. Благоволение императрицы к прогрессивному чиновнику позволило сохранить эту оду без цензуры и купюр.

О тематике произведения

Державин пишет о произволе бюрократов и служителей Российской империи. Хотя контекст здесь широкий. Чиновники используют власть только для удовлетворения собственных нужд, забывая о своих обязанностях в отношении к народу и даже к Российской империи.

Бюрократы вредят обществу, тормозят развитие государства, а свобода превращается в своеволие. Алчность, властолюбие, подлость и тотальная неспособность к пониманию простых людей и их забот, отказ от помощи народу – характерные черты бюрократов. Чиновники напрочь забыли о своем долге:

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков…

Державин взывает к государственным мужам, пытается убедить чиновников следовать совести. Писатель также обращается к судьям и императрице. идея – это призыв судить людей справедливо, наказывать виновных, даже если те занимают высокое положение. Гордыня – это великий грех, как намекает читателям Державин.

Впрочем, в завершающих строках своей оды поэт сомневается в том, что человек способен справедливо управлять государством. По мнению Державина, справедливое правление может обеспечить исключительно Бог. Ведь правитель должен в управлении государством руководствоваться добродетелью и законами гуманности.

О специфике композиции и жанра текста

Как мы упоминали выше, Державин вдохновлялся псалмами Давида, а именно – 81-м псалмом. По сути, анализируемый текст – это вольный перевод известного библейского мотива. Державинский шедевр содержит один лейтмотив – это описание продажной власти, а также намек на необходимость перемен.

Произведение условно (содержательно) делится на части, а формально включает классические строфы (четверостишия). В первой части высказывается взгляд Державина на специфику общественного строя. Также писатель размышляет о том, в чьих руках находится власть. Оказывается, что чиновники всегда потакают своим капризам, забывая о реальных проблемах общества.

Державин считает, что власть должна выражать и защищать интересы народа. Однако в реальности этого нет, и бюрократы забывают о людях вообще:

Не внемлют! Видят – и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса…

В завершительной части утверждается позиция Державина. Писатель считает, что власть нарушает законы человечности, а подобное преступление должно наказываться. Это первый момент. Второй момент – это утверждение Державиным Бога в качестве единственной инстанции, способной на справедливость и праведный суд.

Что касается жанра, то здесь все просто: литературоведы классифицируют это произведение как оду. Причем это не простая ода. Это гневное, обличительное стихотворение. Автор обращается к элементам возвышенной оды, библейским мотивам и композиционным нюансам, разбавляя все это своим уникальным стилем.

Слова и язык Державина предполагают, что выраженные в поэзии смыслы вполне можно воплотить и в прозе. Лирика писателя напоминает эпос. Это объясняется тем, что произведение – авторское, державинское переложение библейских истин на современный ему язык.

Художественные особенности оды

Произведение торжественно, сильно и возвышенно, так как этого требует жанр оды. При написании произведения Державин использовал перекрестную рифму и классический ямб.

Кроме того, писатель смешивает разные жанровые подтипы. Стиль, набор художественных средств – не единственные инструменты Державина. Поэт уникальным образом доносит свою мысль.

Из классических средств мы можем вспомнить следующие:

  • во-первых, это использование эпитетов (например, «последний раб», «увядший лист», «земные боги»);
  • во-вторых, автор делает акцент на сравнениях («как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет»);
  • в-третьих, в произведении множество историзмов, а также старославянских слов (в качестве примера – «рёк», «сонм», «доколе», «исторгнуть», «мзда», «очес», «злодействы», «древо»).

Прилагательные помогают писателю донести мысль о недолговечности «земных богов» и господства без чести:

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я…

Но эти привычные читателю инструменты – только вспомогательные средства. Державин, например, не лишает произведение своеобразия, вводя славянизмы или используя риторические фигуры. Историзмы, в частности, автор использует, чтобы подчеркнуть древность ситуаций, а также красоту старинной речи.

Особенно много в тексте восклицаний (которых в произведении насчитывается целых семь). Поэтому державинская ода так напоминает ораторскую речь. Разумеется, эти аспекты сразу бросаются в глаза читателям.

Величавость, торжественность простота, чувство гнева, обличительности и презрения, намек на бессилие, разочарование и горечь, ожидание торжества справедливости в будущем – вот итоги державинского произведения:

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

В целом, державинское произведение пропитано болью. Эта боль слышится в каждой строфе и слове этого шедевра.

  • «Враги сожгли родную хату», или о творчестве поэта-песенника Михаила Исаковского
  • «Доктор Айболит»: детская сказка с глубоким смыслом
  • «Бармалей»: бессмертные образы Корнея Чуковского
  • «Зеленые глаза»: поэзия в стиле Марины Цветаевой
  • Анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом» А. Фет
  • Александр Твардовский: анализ стихотворения” Я убит подо Ржевом”
  • «Мы живем, под собою не чуя страны…»: Мандельштам и литературная интуиция
  • «Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого
  • «Звезда полей»: лирические пейзажи Николая Рубцова
  • «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны»: литературное ознаменование начала правления императрицы
  • «Вот и лето прошло»: любовь и прощание в творчестве Арсения Тарковского
  • Анализ стихотворения Исаковского «Катюша»
  • Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной»
  • «Со мною вот что происходит»: романтическая поэзия Евтушенко
  • «Люблю тебя»: нежная поэзия Роберта Рождественского
  • Мандельштам: символические смыслы, сквозные образы и «Сохрани мою речь навсегда»
  • «Шестое чувство»: чувственность, восприятие красоты и человечность сквозь призму творчества Гумилева
  • Стихотворения Фета: философское, пейзажное и любовное настроение
  • «Жираф»: африканские мотивы в поэзии Гумилева
  • «Заблудившийся трамвай»: Серебряный век и поэзия Гумилева
  • «Мы теперь уходим понемногу…»: о восприятии, смыслах и оценке есенинского шедевра
  • «Песнь о собаке»: настроение нежности и грусти от русского писателя
  • «Элегия», Пушкин и личные воспоминания поэта
  • «Не с теми я, кто бросил землю…»: патриотические аспекты ахматовской лирики
  • «По праву памяти»: меланхолически-горькое творчество Твардовского
  • «Учись у них – у дуба, у березы…»: экологическая и философская лирика Фета
  • «Лошади в океане»: жесткость, трагичность и бесстрастность Бориса Слуцкого
  • «Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
  • «Девушка пела в церковном хоре» как плод Серебряного века
  • «Родная деревня»: мотивы ностальгии по детству и юности в творчестве Рубцова
  • «Стихи о Прекрасной Даме» – произведение, посвященное любимой женщине Александра Блока
  • «На заре ты ее не буди…»: боль, сочувствие и нежность в поэзии Афанасия Фета
  • «Она сидела на полу», или биографические элементы в поэзии Тютчева
  • «Ворона и лисица» – очередной урок нравственности от великого баснописца
  • Державин и «Памятник»: уникальный пример автобиографической поэзии
  • «Мы с тобой бестолковые люди»: редкая любовная лирика Некрасова
  • Анна Ахматова: «Мужество» как пример гражданских мотивов в лирике поэтессы
  • “Жираф” Гумилева: экзотические образы в поэзии русского писателя
  • Ундина»: художественная мифология от Жуковского и Фуке
  • Пушкин: «Погасло дневное светило» и байронизм в русской литературе
  • Некрасов: «Русские женщины» как поэма-память о декабристах
  • «Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого как пример философской лирики
  • «Лесной царь»: песня в творчестве Жуковского, Гете и Шуберта
  • Федор Тютчев: «Есть в осени первоначальной»…
  • «Вересковый мед»: Галлоуэйская легенда в изложении Роберта Льюиса Стивенсона
  • «Лиличка» Владимира Маяковского как литературная форма любви
  • Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»: социальная острота и актуальность произведения
  • В. А. Жуковский, «Море» и триумф романтизма в русской литературе
  • «Родина» Михаила Лермонтова: должны ли мы любить родину такой, какая она есть?
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: прижизненная слава (или нет) великого русского поэта
  • Анна Ахматова и «Реквием» как песнь о личной трагедии поэтессы
  • «К Чаадаеву» как выражение гражданских и социально-политических взглядов Александра Пушкина
  • «О, как убийственно мы любим»
  • «Гой ты, Русь моя родная» как пример раннего творчества Есенина
  • Александр Блок «Россия»: взгляд на родную страну
  • «Письмо к женщине»: бессмертное творчество Сергея Есенина
  • «Умом Россию не понять»: философско-лирическое осмысление отношения к Родине

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/stihi/vlastitelyam-i-sudyam.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: