Что дает статус города федерального значения. Город федерального значения. Субъекты федерального значения

Содержание
  1. Сколько субъектов в РФ на 2020 год
  2.  Перечень субъектов РФ
  3. Распределение субъектов федерации по типам
  4. Коды субъектов федерации
  5. Группировки регионов России
  6. История российского федерализма
  7. 1990-е годы
  8. 2000-е годы
  9. Порядок расширения Российской Федерации
  10. В россии 3 города имеют федеральное значение
  11. В дореволюционной россии
  12. В советском союзе
  13. История объединения субъектов России
  14. Статистика
  15. Законодательная база объединения регионов
  16. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
  17. Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии
  18. Объединение Камчатской области и Корякского АО
  19. Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО
  20. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО
  21. Города федерального значения. Города-курорты федерального значения. Города федерального значения РФ
  22. Общая информация
  23. Историческая справка
  24. Москва – город федерального значения
  25. Краткая историческая справка
  26. Город федерального значения Санкт-Петербург
  27. Краткая справка

Сколько субъектов в РФ на 2020 год

Что дает статус города федерального значения. Город федерального значения. Субъекты федерального значения
Подробности Категория: Города и страны Обновлено 10.01.2020 11:54 18270

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Сколько субъектов в РФ на 2020 год? На данный момент насчитывается 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти.

Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

 Перечень субъектов РФ

Ниже приведен перечень существующих  субъектов Российской Федерации.

В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), не получило международного признания.

Республика
  • охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
  • вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[3].

Распределение субъектов федерации по типам

Ниже приводятся  о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

Коды субъектов федерации

Основная статья: Коды субъектов Российской Федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Группировки регионов России

Субъекты Российской Федерации группируются в:

История российского федерализма

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований[14]). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года.

В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало [1].

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию[15]. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти[16].
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

Основная статья: Объединение регионов России

Основная статья: Объединение регионов России § Проекты объединения регионов, по которым заявлялись проведение референдума и мероприятия по интеграции

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части.

Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ[18][19].

На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой[20], а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав[18]) был отозван из Государственной думы инициаторами[21] в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами[22][23].

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России[24].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник: https://mnogofactov.ru/goroda-i-strany/skolko-sub-ektov-v-rf-na-2019-god.html

В россии 3 города имеют федеральное значение

Что дает статус города федерального значения. Город федерального значения. Субъекты федерального значения

Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 1 марта 2020. Время чтения 5 мин.

В Конституции РФ указано 3 города федерального подчинения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Особое положение имеет Байконур. Аналоги в царской России – градоначальства. Их к 1917 г. насчитывалось 9.

С 1917 по 1931 гг. статус не существовал, затем в виде «города республиканского подчинения РСФСР» был возвращен столице и Ленинграду. Севастополь с 1948 г.

фактически подчинялся Союзу, несмотря на передачу Украинской ССР в 1954 г.

Городов федерального значения в России в настоящее время три: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Согласно ст. 65 Конституции, все они – субъекты РФ. Условия получения статуса:

  • особое значение для страны;
  • географическое положение.

Байконур до окончания срока аренды космодрома (2050 г.) также является федеральным городом, но не входит в число субъектов РФ.

«Город федерального значения — это, без сомнения, престижный статус. Именно там формируется своего рода элита, интеллектуальная, управленческая, финансовая, там концентрируется крупный бизнес».

Вадим Заусаев, доктор экономических наук, профессор

В дореволюционной россии

Первые градоначальства появились в 1802 г.: Одесское, Феодосийское, Таганрогское. В состав административной единицы входили город и земли вокруг.

Территориально они считались частью уезда, области, губернии, но подчинялись напрямую какому-либо министерству Российской империи – внутренних дел, морскому и т.д. Градоначальства создавались в местах, требующих особого монаршего внимания.

Предтечами современных федеральных городов их можно назвать с большой натяжкой, за неимением более подходящих «аналогов».

Иван Айвазовский «Русская эскадра на Севастопольском рейде» (1846)

Всего с 1802 по 1917 гг. существовало 15 градоначальств. Шесть из них упразднили до 1917 г. Оставшиеся 9 дожили до февральского переворота (в скобках указан год основания):

  1. Одесское (1802).
  2. Керчь-Еникальское (1821).
  3. Севастопольское (1872).
  4. Петроградское (1873).
  5. Николаевское (1900).
  6. Ростовское-на-Дону (1904).
  7. Московское (1905).
  8. Бакинское (1906).
  9. Ялтинское (1914).

Особый статус административных формирований был обусловлен ключевыми факторами их появления и развития – историческими, политическими, военными, экономическими.

Керчь-Еникальское градоначальство возникло вокруг крепостей Еникале и Керчь, которые после первой русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г. отошли России. Бакинское было создано для охраны нефтяных промыслов, поддержания порядка и безопасности.

Ростовское-на-Дону входило в состав области Войска Донского Российской империи. Севастополь стал городом особого подчинения в 1873 г.: градоначальство появилось в границах упраздненного военного губернаторства и подчинялось непосредственно министерству внутренних дел.

толпа у Таврического дворца (Петроград, февраль 1917 г.)

На заметку. После Февральской революции 1917 г. вместо градоначальников Временное правительство назначило своих комиссаров. Пришедшие к власти в октябре большевики все упразднили. Градоначальства превратились в уезды и округа.

В советском союзе

В 1931 г. появились первые города республиканского значения РСФСР – Москва и Ленинград. Прерванная нить преемственности от царских градоначальств (Московского и Петроградского) была продолжена. За двадцать последующих лет к ним добавились:

  • 1943 – Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Молотов (Пермь), Новосибирск, Саратов, Куйбышев (Самара), Горький (Нижний Новгород);
  • 1945 – Сталинград (Волгоград), Ростов-на-Дону;
  • 1947 – Омск;
  • 1948 – Сочи, Севастополь;
  • 1951 – Красноярск.

В 1954 г. Севастополь де юре перешел от РСФСР к Украинской ССР, но де факто оставался единственным в СССР городом союзного подчинения. Все остальные, кроме Москвы и Ленинграда, стали областными центрами. Ситуация не менялась до 1991 г.

На заметку. В УССР республиканским статусом, помимо Севастополя, также обладал Киев, в остальных союзных республиках – их столицы.

и воскрешение во время России (Русии, Руси). Город русских (руських) моряков и место становления российской авиации. Наравне с Москвой и Санкт-Петербургом город федерального значения, со своим губернатором и правительством. Более тридцати бухт, в том числе наибольшая в России, и

— Александр Шлапак (@alexandr110875) September 13, 2019

После распада СССР и подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Москва и Санкт-Петербург получили статус федеральных городов и стали отдельными субъектами РФ.

Исаакиевский собор на фоне Адмиралтейства в Питере

После присоединения Крыма к России в марте 2014 г. к столицам добавился Севастополь – порт и база Черноморского флота РФ.

Севастополь — отдельный субъект федерации, это город федерального значения и он не входит в состав Республики Крым (аналогично Москва — не часть Московской области, а Санкт-Петербург — не часть Ленинградской).

— Яндекс.Карты (@yandexmaps) July 19, 2019

Таблица 1. Некоторые показатели

ГородНаселение, чел.Доля в ВВП 2017, %Бюджет 2020 (доходы/расходы), млрд руб.
Москва12 615 279212 798,6 / 3 150,0
Санкт-Петербург5 383 8905637,8 / 692,4
Севастополь443 2120,158,24 / 61,67

Источник: составлено автором на основе данных Росстата, Комитета финансов Санкт-Петербурга, № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год …»

Население страны по данным Росстата в 2019 г. составило 146,8 млн человек. В федеральных городах проживает 18 442 381 чел. – около 8%. Их суммарная доля в российском ВВП – более 26%.

! Бюджет Москвы – почти 3 трлн, куда он уходит

Процент федеральных трансфертов в столице и Питере традиционно низкий (5–7%). Бюджетные ассигнования Севастополю в 2020 г. достигнут 72% доходной части (41,9 млрд руб.)

«Дальний Восток, безусловно, также достоин города федерального значения, а главный кандидат на это звание — это Хабаровск».

Владимир Норин, экономист, к.э.н., доцент кафедры ТОГУ

Как Вы думаете, отдельные города в России должны иметь особый федеральный статус?

Байконур, памятник Юрию Гагарину

Байконур (до 1995 г. – Ленинск) является городским акиматом Кызылординской области Республики Казахстан и арендован Россией до 2050 г.

Цитата. «На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ, особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан» (Соглашение РФ и РК от 23.12.1995 г.)

Город населяет больше 77 тыс. чел. Он не относится к субъектам РФ. Мэра назначают президенты России и Казахстана. Здесь действуют и российские, и казахские (для граждан РК) законы. Из отечественных структур представлены: ФМС, ФНС, ПФР, органы образования и здравоохранения, соцзащита. Всей полнотой власти в своей сфере обладает военный суд.

Источник: https://yakapitalist.ru/finansy/goroda-federalnogo-znacheniya/

История объединения субъектов России

Что дает статус города федерального значения. Город федерального значения. Субъекты федерального значения

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов).

В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации.

Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов.

Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов.

Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются.

Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки.

В случае, если по итогам ания вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта.

Документ должен быть принят большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ.

На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв.

км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов.

В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край.

За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно.

Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв.

км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно.

Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс.

кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью.

С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проали 9,44% и 1,55% соответственно.

Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область.

Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года.

В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проали 90,29% избирателей, против – 8,89%.

В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс.

кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин.

С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Источник: https://tass.ru/info/8463307

Города федерального значения. Города-курорты федерального значения. Города федерального значения РФ

Что дает статус города федерального значения. Город федерального значения. Субъекты федерального значения

Принятие в 1993-м году Конституции РФ, закрепление принципов государственного федеративного устройства положило начало формированию новой системы структур – органов госвласти субъектов. Статусы элементов структур определяют Основной закон страны и устав конкретного региона. В соответствии со ст.

5 Конституции в составе государства присутствуют равноправные субъекты: края, области, города федерального значения. Последние являются особыми элементами структуры государственного устройства.

Что же собой представляют города федерального значения? Какие именно субъекты имеют данный статус? Об этом далее в статье.

Общая информация

Города федерального значения Российской Федерации – субъекты, обладающие особой формой структуры местного самоуправления. В них часть полномочий отдана непосредственно органам госвласти данного региона. Ранее, до 2014-го года, города-курорты федерального значения не имели. В свете недавних событий в Крыму ситуация несколько изменилась.

В соответствии со ст. 65 Основного закона статус города федерального значения имеют три субъекта, входящие в состав государства. Кроме того, аналогичный статус имеет регион, не входящий в состав страны. На основании Международного соглашения с Казахстаном с 1995-го года на период аренды комплекса космодрома г. Байконур имеет аналогичный статус.

При этом официально субъект не входит в состав России. Соответственно, не представлены его органы исполнительной власти в структуре государственного аппарата страны. В результате крымских событий и последовавшего после них референдума в 2014-м году 18-го марта был заключен договор с частично признанной Крымской республикой.

В соответствии с ним Севастополю был присвоен статус города федерального значения РФ. По ст. 77 Конституции структура управления в субъектах организовывается ими самостоятельно по порядку, изложенному в Основном законе, и по общим принципам устройства данной системы.

Именно этим обусловлены конституционно-правовые особенности, которыми обладают органы власти (законодательной и исполнительной) города федерального значения.

Историческая справка

Предшественниками городов с особым статусом можно считать существовавшие в Российской империи градоначальства. Что они собой представляли? Это были города, выделенные из губерний за их особое географическое положение либо значение и подчинявшиеся непосредственно министру по внутренним делам. Впоследствии градоначальства были преобразованы.

После Октябрьской революции эти образования были ликвидированы (переформировались в округа или уезды). К 1931-му году Ленинград и Москва, 2 крупных города в СССР, были снова выделены в отдельные единицы республиканского подчинения. Этот статус в 1948-м году получил Севастополь, а затем, в 1987-м – Ленинск.

После того как перестал существовать Советский Союз, Ленинград и Москва приняли статус самостоятельных субъектов и городов федерального значения. Оказавшийся в составе Украины Севастополь в соответствии с ее административным делением являлся особой единицей. Однако в связи с недавним принятием в состав России Крыма он стал также городом федерального значения. Что касается г.

Байконур, то он, как уже было выше сказано, относится к республике Казахстан. Согласно ее законодательству город имеет статус республиканского значения.

Этот тип муниципального образования существует с 2006-го года. Оно является самостоятельной организационной формой. В границах муниципального образования местное самоуправление осуществляет население непосредственно либо через выборные и прочие органы власти.

Регламентируется управление положениями Основного Закона, Уставом субъекта и самого муниципального образования. В состав Москвы входит 146 таких самостоятельных единиц. Среди них 21 поселение и 125 округов. В Санкт-Петербурге всего 11 образований.

В их число входит 30 поселений и 81 округ.

Москва – город федерального значения

Необходимо отметить, что данная территория обладает некоторыми конституционно-правовыми особенностями. В частности, она сочетает в себе статус субъекта–города федерального значения, столицы государства, осуществляет фактически функции центра области.

При этом территория имеет некоторые черты муниципального образования. По численности Москва является крупнейшим городом и субъектом России.

Здесь расположены органы госвласти страны (кроме Конституционного суда), посольства различных иностранных государств, главные офисы крупнейших предприятий, штаб-квартиры общественных организаций. В Москве сформирована система местного самоуправления.

Краткая историческая справка

Первые преобразования начались во 2-й половине 13-го века. В тот период Москва стала центром удельного самостоятельного княжества. Росту и развитию территории способствовало расположение на пересечении довольно крупных торговых путей. К 14-му веку территория Москвы стала шире.

К ней присоединилось Можайское и Коломенское княжества. В этот же период возросло значение города как крупного религиозного центра за счет учреждения Московской епархии и перенесения резиденции митрополитов. В 15-м веке территория приобрела новый статус.

В то время Москва стала столицей сначала крупного государства на Руси, а затем единого государства русского. Столичный статус был потерян в 1712 году. Несмотря на это, Москва была местом для коронации императоров.

Столичный статус вернулся с победой большевизма в 1920-м году и сохраняется по сегодняшний день.

Город федерального значения Санкт-Петербург

Этот субъект – административный, промышленный центр в Северо-Западном округе. В Санкт-Петербурге располагаются высшие органы управления по Ленинградской области. Основан он Петром Первым в 1703-м году, 27 мая.

В городе находится Конституционный суд РФ, Межпарламентская ассамблея участников СНГ, Геральдический совет. В Санкт-Петербурге размещается также командование ВМФ и штаб Военных сил страны по Западному военному округу.

Краткая справка

В Санкт-Петербурге произошло три революции. В период Второй мировой территория находилась в блокаде в течение 900 дней, в результате чего погибло 1.5 млн. человек. В 1965-м году был присвоен статус “город-герой”.

Санкт-Петербург считается самым северным городом с населением более миллиона человек. Площадь занимаемой территории – 1439 кв. км. Санкт-Петербург – один из наиболее важных экономических, культурных, научных центров страны, один из крупнейших транспортных узлов.

Исторический центр и прилегающие к нему комплексы включены в перечень объектов наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://FB.ru/article/138897/goroda-federalnogo-znacheniya-goroda-kurortyi-federalnogo-znacheniya-goroda-federalnogo-znacheniya-rf

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: