Часть 2 статьи 10 294 фз. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

Содержание
  1. 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  2. Какими могут быть проверки
  3. По какой процедуре осуществляется аудит
  4. Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки
  5. Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2018 год
  6. Федеральный закон № 294 «о защите прав юридических лиц» при проведении проверок, общие сведения
  7. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
  8. Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса
  9. Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей
  10. Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»
  11. Последние правки
  12. Скачать ФЗ 294 с правками и изменениями
  13. Фз 294 с последними изменениями
  14. Суть ФЗ 294
  15. Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются
  16. Последние поправки
  17. Скачать действующую редакцию закона
  18. Как отразится на проверках 294-ФЗ с изменениями на 2020 год?
  19. Федеральный закон №294
  20. Основные положения
  21. Защита прав юридических лиц
  22. Защита прав потребителей
  23. Защита прав граждан
  24. О чём говорится в 10 статье?
  25. Основные изменения в законе с января 2017, 2018

294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Часть 2 статьи 10 294 фз. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

Надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. Деятельность государственных органов контроля определяется распоряжениями правительства Российской Федерации, а деятельность муниципальных органов контроля – руководством конкретного субъекта Российской Федерации.

К полномочиям, которые есть у контролирующих органов, относятся:

  • осуществление плановых осмотров территорий, акваторий, средств производства и транспорта в соответствии с 13 статьей Федерального закона №294;
  • осуществление обследований административного характера в отношении объектов, связанных с земельными тяжбами физических и юридических лиц;
  • исследование всех параметров и показателей природных объектов, окружающей среды и полезных ископаемых. Подобные действия могут осуществляться в рамках экомониторинга, а также социогигиенического мониторинга и только в соответствии с законами РФ;
  • измерение всех параметров и характеристик сетей и объектов электроэнергетической отрасли, а также систем снабжения водой, газом, канализационных систем, систем связи и так далее. При этом контролирующие органы могут снимать замеры частоты радиопередач, однако, только в том порядке, который предусмотрен законами Российской Федерации;
  • контроль над тем, чтобы при распространении рекламы в обязательном порядке соблюдались все требования, предусмотренные законодательством;
  • контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы;
  • осуществление контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством анализа данных, которые сами предприниматели предоставили о своей деятельности в рамках выполнения законов федерации;
  • осуществление всех прочих мероприятий, связанных с контролем, которые разрешены законами РФ.

Осуществление тех или иных мероприятий в рамках надзора должно соответствовать уровню компетентности лица, которое этим непосредственно занимается, а также согласовано с главой ведомства или его первым заместителем.

Если в ходе перечисленных выше действий были выявлены нарушения, должностное лицо контролирующего органа имеет право предпринять меры по их пресечению (однако, только в рамках собственной компетенции), а также отправить официальный доклад на имя своего руководителя или своего заместителя для принятия всех дальнейших решений.

Если же в результате проверки были выявлены признаки будущих нарушений, представители контролирующего органа имеют право направить предпринимателю официальное предостережение с описанием всех мер и санкций, которые будут применены в случае несоответствия закону.

Какими могут быть проверки

В соответствии с Федеральным Законом №294, в отношении юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа могут проводиться проверки планового или внепланового характера. И те, и другие могут быть документальными (проверяются только документы, присутствующие в архивах контролирующей организации) и выездными (сотрудники посещают сам объект и лично осматривают его).

Вне зависимости от типа длительность любой проверки не может превышать двадцати дней.

В определенных ситуациях (например, когда необходимо подробное изучение большого количества документов в рамках проведения расследования) длительность проверки может быть увеличена сверх нормы, но не более, чем на двадцать дней (для крупных предприятий), и не более, чем на пятнадцать часов (для мелких предприятий).

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым органами государственного контроля исходя из их полномочий. Как правило, такие контрольные мероприятия не слишком сильно беспокоят предпринимателей, так как те успевают полноценно подготовиться к ним.

Внеплановые проверки, в соответствии с 10 статьей Федерального Закона №294, могут быть осуществлены в таких ситуациях:

  1. Предприниматель нарушил предписание, в рамках которого ему нужно было устранить нарушение и/или выполнить требование в течение определенного времени.
  2. В контролирующий орган поступили заявления от сторонних граждан или юридических лиц.

Такие заявления могут сообщать о следующем:

  • об угрозе жизни и здоровью людей, а также об угрозе для объектов живой природы, культурных памятников. Также речь может идти о безопасности государства и риске возникновения глобальной угрозы природного или антропогенного характера;
  • был причинен вред жизни или здоровью граждан;
  • был нарушен закон о защите прав потребителей;
  • имел место приказ руководителя органа государственного контроля, Правительства РФ, Президента страны или органов прокуратуры о том, что в отношении предпринимателя должна быть проведена проверка.

Если основанием для внеплановой проверки являются обстоятельства, указанные с угрозой жизни и здоровью, она может быть осуществлена незамедлительно и без предварительного согласования с вышестоящей инстанцией.

Органы прокуратуры при этом должны быть извещены в течение первых суток.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

После получения запроса проверяемое лицо должно направить всю документацию по нужному адресу в течение пяти рабочих дней.

Все документы, которые отправляются по электронной почте, должны сопровождаться цифровой подписью уполномоченного лица, а все копии бумажных документов – обычной подписью.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если в ходе проверки были выявлены административные правонарушения, то в течение двух месяцев с момента осуществления аудита по адресу компании придет постановление о наложении штрафа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Что касается обязанностей предпринимателя или его уполномоченного представителя, то они выглядят следующим образом:

  • во время проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить присутствие руководителя или его представителя на объекте, который осматривают представители контролирующего органа;
  • во время выездной проверки официально уполномоченный представитель или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить доступ контролирующего органа ко всем документам предприятия, а также ко всем территориям, которыми владеет юридическое лицо (это относится к любым зданиям, сооружениям и помещениям, а также перевозимым грузам, транспортным средствам и средствам производства);
  • если контролирующий орган запрашивает у юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-либо документы для ознакомления, предприниматель обязан предоставить их в установленный срок.

Отказ предпринимателя от выполнения названных выше обязанностей будет трактоваться как прямое нарушение Федерального закона №294.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/zpp/obzor-fz-294.html

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2018 год

Часть 2 статьи 10 294 фз. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

Лицам, серьезно занимающимся бизнесом, постоянно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками. Для обеспечения их интересов при осуществлении таких мероприятий и были установлены специальные правила. Подробнее об этих особых правилах, читайте далее.

Федеральный закон № 294 «о защите прав юридических лиц» при проведении проверок, общие сведения

Закон под номером 294 был принят еще в декабре 2008 года для охраны представителей бизнеса от произвола различных проверяющих лиц и органов. Его полное название звучит, как «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (закон № 294ФЗ).

Основной целью указанного закона, как следует из его названия, является защита субъектов предпринимательской частной деятельности при проведении проверочных мероприятий. Для ее реализации в нем устанавливаются принципы защиты интересов организаций и ИП, правила проведения контрольно-проверочных мероприятий, полномочия осуществляющих его органов.

Важной частью закона является определение прав самих проверяемых лиц и способов их защиты от неправомерных действий контрольных органов. При этом в нем определяется и ответственность за нарушение его положений. Она установлена, как для проверяющих, так и для проверяемых.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Федеральныйзакон, принятый 26 декабря 2008 призван защищать и обеспечивать интересы различных представителей бизнеса. Основными принципами, на которых строится защита, являются следующие (статья 3 закона № 294):

  1. Презумпция добросовестности бизнесменов. Она означает, что сами организации (предприниматели) не обязаны доказывать кому-либо свою добросовестность, невиновность.
  2. Преимущественно-уведомительный характер начала отдельных видов бизнес-деятельности. Он подразумевает, что субъект предпринимательства извещает уполномоченный орган о том, что он соответствует всем установленным требованиям для конкретного вида деятельности.
  3. Доступный, открытый хаарктер для проверяемых нормативных актов, информации о порядке проведения контроля, результатах проверок, полномочия надзорных органов. Исключение составляет секретная информация, свободное распространение которой запрещено.
  4. Недопустимость проверок (ревизий) по одинаковым основаниям в отношении одного и того же лица разными органами.
  5. С предпринимателей и юридических лиц не должна взиматься какая-либо плата за проведение определенных этим законом мероприятий.
  6. Обязанность неукоснительного соблюдения всех норм законодательства при проведении контрольно-проверочных мероприятий, действовать только в рамках предоставленных им полномочий, правовыми методами.

Для защиты законных прав юр.лиц и ИП  федеральным законом № 294 предусматривается несколько способов. Они могут отстаивать свои интересы в административном, а также судебном порядке.

Они вправе обжаловать действия проверяющих органов или вынесенные ими акты. Кроме того, они могут требовать возмещения причиненного их неправомерными действиями вреда, в том числе, упущенной выгоды. ИП или юр. лицо также может направить в уполномоченный орган заявление с просьбой исключить его из плана проверок, если, по их мнению, они включены туда незаконно.

Субъекты, полагающие, что их права нарушены, могут также защищать их с привлечением общественной помощи. В частности, они могут привлекать к участию в проводимых проверках Уполномоченных в РФ и субъектах по защите прав предпринимателей.

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2015 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2016 по конец декабря 2018 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей

Процессуальным арбитражным законодательством устанавливается, что дела с предпринимателями и юр. лицами разбираются в арбитраже.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в арбитраже принятые проверяющими решения, а также их действия в случае, если были допущены нарушения.

Заявление подается в суд с учетом всех предусмотренных АПК РФ требований.

Для его предъявления устанавливается трехмесячный срок с того момента, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав.

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.

Последние правки

Закон № 294-ФЗ был принят еще в конце 2008 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения. Последняя редакция закона (поправки внесены 18.04.2018 законом номер 81-ФЗ) действует по настоящее время. Рассмотрим кратко основные из них.

К самым существенным поправкам следует отнести введение «надзорных каникул», возможность совершения проверяющими контрольных закупок, необходимость добавления на сайты проверяющих списков, а также текстов законов (иных актов и их частей), на соответствие которым и проводятся контрольно-проверочные мероприятия.

Кроме того, законом теперь предусматривается обязанность органов не только проводить проверки, но и профилактическую работу для сокращения объема нарушений в сфере предпринимательства.

Скачать ФЗ 294 с правками и изменениями

Скачать указанный закон и ознакомиться с ним получше можно по ссылке ниже. Закон № 294-ФЗ.

Источник: https://rusfz.ru/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskih-lits-i-individualnyh-predprinimatelej-s-izmeneniyami

Фз 294 с последними изменениями

Часть 2 статьи 10 294 фз. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям
Бесплатная консультация юриста по телефону:

В последние годы сфера среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации стремительно расширяется. Соответственно, растёт число предприятий, компаний и индивидуальный предпринимателей.

Как частному бизнесмену, так и юридическому лицу необходима определённая правовая защита. В этих целях был разработан и принят Федеральный закон № 294-ФЗ. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Каковы его основные положения? Вносились ли в изучаемый нормативный акт существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть ФЗ 294

Принятие Государственной Думой России Федерального закона  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года.

22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура ФЗ 294 является следующей:

  • Глава 1 — Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
  • Глава 2 — Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
  • Глава 3 — Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
  • Глава 4 — Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).

Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:

  • Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
  • Система взаимодействия органов надзора;
  • Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.

Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.

https://www.youtube.com/watch?v=6_FxMHrrgF8

Федеральный закон №178 в новой редакции по ссылке:

Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются

Нормативы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются в отношении:

  • Оперативно-розыскных операций;
  • Прокурорской ревизии;
  • Судопроизводства по делу о нарушении регламента антимонопольного закона;
  • Расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;
  • Выявления и ликвидации естественных (природных) причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • Погранично-таможенных проверок;
  • Ревизии военных спецгрузов.

Положения настоящего нормативного акта о защите юридических лиц так же не применяются в следующих видах государственного надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Финансово-бюджетном;
  • За иностранными инвестициями;
  • Валютном;
  • Таможенном;
  • Страховом;
  • Банковском;
  • Финансово-рыночном;
  • Клиринговым;
  • Иными видами федерального контроля, изложенными в пункте 3.1 статьи 1 ФЗ-294.

Действие изучаемого нормативного акта распространяется не только на территории Российской Федерации, но на страны ближнего и дальнего зарубежья, если законодательством принимающей страны не предусматривается иное.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.

Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года.

Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7.

Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст.

15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В целях ознакомления, рекомендуется изучить представленные ниже статьи Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесённые в них ранее поправки:

  • Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
  • Статья 9, изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
  • Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
  • Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
  • Статья 12, поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
  • Статья 15, от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
  • Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
  • Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.

Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Для подробного изучения рассматриваемого нормативного акта рекомендуется ознакомиться с его актуальными положениями. Скачать текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по ссылке:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/294-fz-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic/

Как отразится на проверках 294-ФЗ с изменениями на 2020 год?

Часть 2 статьи 10 294 фз. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

При осуществлении экономической деятельности компании и предприниматели подвергаются проверкам со стороны контролирующих организаций.

Одни проверяют исполнение требований техники безопасности, другие – финансовую дисциплину, третьи выезжают по жалобе потребителя и пр. Для координации деятельности ревизионных структур был принят Федеральный закон от 26.12.

2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон №294

этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Основные положения

ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу.

Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д.

Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда.

При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта.

Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов.

Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статьяПредыдущая редакцияНовая версия
п.2 ч.2 ст.10было три подпунктадобавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФдополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц.

Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан.

Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/294-fz-s-izmeneniyami

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: